При Генпрокуратуре может быть создано подразделение по надзору за соблюдением прав малого бизнеса. По замыслу специалистов "ОПОРЫ России", за основу будет взят успешный опыт США. Однако предприниматели к подобной идее относятся настороженно: они опасаются, что альянс бизнеса и прокуратуры будет носить исключительно декоративный характер.
"Мы ориентируемся на опыт США, где давно успешно работает аналогичный отдел адвокатуры при управлении малого бизнеса. Однако мы не рассчитываем на то, что подразделение по надзору сможет быть столь же эффективным, как американский Office of Advocacy. Ведь у нас нет не только управления малого бизнеса, но даже госполитики в этой сфере",- говорит руководитель пресс-службы "ОПОРЫ" Светлана Нугуманова. Президент "ОПОРЫ" Сергей Борисов уверен, что оградить малый бизнес от посягательств чиновников можно лишь в том случае, если статья 169 Уголовного кодекса (препятствование предпринимательской деятельности) будет реально применяться на практике. Соответствующий полигон, где новация была успешно опробована, уже есть: в Краснодаре, по словам Борисова, количество предприятий малого бизнеса возросло в несколько раз благодаря принципиальности нового прокурора. "Необходимость создания такой структуры очевидна. В наше бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей за год поступило около 3 тыс. жалоб на нарушение прав бизнесменов, причем большинство из них касались незаконного вмешательства в деятельность бизнеса со стороны госорганов",- говорит Светлана Нугуманова. По ее словам, федеральное бюро по надзору "ОПОРЫ" направило в Генпрокуратуру в прошлом году десять обращений, содержащих указание на значительные нарушения закона либо признаки преступления против малого бизнеса. Ответы были получены лишь на два таких обращения. Остальные жалобы либо лежат без движения, либо направлены в нижестоящие органы прокуратуры. Сами предприниматели пока что не спешат радоваться: они опасаются, что удачный опыт США в борьбе за права малого бизнеса будет сведен на нет суровой российской действительностью и менталитетом местных чиновников. "Аналогия с США не очень уместна, поскольку права и полномочия американского органа очень серьезные в отношении всего, что касается малого бизнеса. Необходимо учитывать российскую специфику: у нас многое делается не по закону, а в результате переговоров. Главное, чтобы со стороны прокуратуры в этот орган вошел не какой-нибудь стажер, а ответственное лицо",- говорит руководитель московского отделения профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Георгий Комаров.
Как защищают малый бизнес в США Для защиты интересов малого бизнеса при американском управлении малого бизнеса (Small business administration) создан отдел адвокатуры (Office of Advocacy). Глава отдела адвокатуры назначается президентом США, утверждается сенатом и отчитывается непосредственно перед президентом и конгрессом. Он не подчиняется руководителю управления, потому что все нормы, проходящие через правительство, должны утверждаться или отклоняться именно адвокатурой. Особенно если они могут повлиять на малый бизнес. Кроме того, Office of Advocacy наделен полномочиями защищать, укреплять и представлять интересы и права малого бизнеса США в законодательных и процедурных инициативах федерального правительства. Он выступает от лица представителей малого бизнеса в суде или конгрессе и оценивает процедурно-правовое давление на малый бизнес.