30.06.2005

Азия – это Китай



PetroChina Китайская нефтедобывающая корпорация PetroChina возглавила рейтинг крупнейших по капитализации компаний Азии по версии аналитического агентства Bloomberg. PetroChina удалось стать не только лидером среди компаний отрасли, но и обогнать гигантский японский автоконцерн Toyota Moto, который ранее занимал первое место в рейтинге агентства.

Для Китая это если не национальная победа, то очень хорошая новость: впервые за всю историю составления рейтинга Bloomberg одна из компаний страны заняла первое место среди крупнейших азиатских концернов. Растущий спрос на нефть в Китае сделал акции PetroChina самыми прибыльными среди ценных бумаг азиатских корпораций. С начала 2005 года их котировки выросли на 25%, что привело к увеличению рыночной стоимости расположенной в Пекине компании до $132 млрд. Капитализация компании Toyota, второго по величине производителя автомобилей в мире, составляет $127 млрд.

В 2005 году цены на нефть выросли на 38% из-за растущего спроса со стороны Китая, США и стран Юго-Восточной Азии.

«Заинтересованность инвесторов в PetroChina сохранится с учетом того, что цены на нефть, скорее всего, останутся высокими», – сказала Стела Ло, эксперт управляющей компании East Asia Asset Management, работающей с бумагами PetroChina. «Это значимая азиатская компания, на которую обратит внимание любой международный инвестор».

За прошедшие 10 лет экономика Китая росла в среднем на 8,7% в год, при этом спрос на нефть вырос более чем в 2 раза, что резко увеличило доходы национальных нефтедобывающих компаний. Сейчас PetroChina занимает пятое место в мире по капитализации, уступая компаниям Exxon Mobil Corp., Royal Dutch/Shell Group, BP Plc и Total SA, но обгоняя Chevron.

Благоприятная макроэкономическая ситуация позволяет китайским нефтедобывающим компаниям выступать активными игроками на рынке слияний и поглощений. В середине июня PetroChina согласилась выплатить своей головной компании China National Petroleum $2,5 млрд за 50%-ную долю в месторождениях в девяти странах с целью начать поглощения за рубежом.

Другие китайские компании также стремятся к новым приобретениям с целью увеличения своих резервов. 23 июня третья по величине нефтедобывающая компания Китая CNOOC Ltd. предложила $18,5 млрд за американскую корпорацию Unocal Corp. Заявив о намерении купить Unocal, китайская компания выступила конкурентом корпорации Chevron, также проявляющей интерес к этому активу.

В середине марта PetroChina сообщила о росте прибыли компании в 2004 году на 48% до $12 млрд. В то же время концерн Toyota 10 марта объявил, что рост прибыли за тот же период составил лишь 0,8% – до $10,7 млрд. Стоимость акций японского автопроизводителя в 2004 году упала на 11%. Китай обходит Японию по капитализации компаний и в области телекоммуникаций.

Третье место в Азии по этому показателю занимает китайский сотовый оператор China Mobile (Hong Kong) Ltd., который к тому же стал мировым лидером по числу абонентов. В то же время лидирующий японский оператор сотовой связи, компания NTT DoCoMo Inc., находится лишь на четвертом месте в азиатском регионе. //Степан Самсонов

Газета.RU