30.06.2005

Туркмения разорвала связи с МТС



Вчера крупнейший оператор сотовой связи в России и СНГ – "Мобильные телесистемы" – был вынужден прекратить обслуживание абонентов в Туркмении. Минсвязи республики отозвало лицензию и частоты у компании BCTI на следующий день после того, как 51% ее акций купила МТС. Ввиду того что BCTI является фактическим монополистом рынка мобильной связи Туркмении, вчера сотовая связь в республике перестала действовать вообще. Аналитики называют инцидент примером того, как могут реализовываться политические риски российских компаний, выходящих на рынки азиатских стран СНГ.

Вчерашнее событие шокировало топ-менеджеров МТС. Президент компании Василий Сидоров, находящийся в командировке в США, решил устроить телемост, чтобы поделиться своими впечатлениями с российскими журналистами. Господин Сидоров рассказал, что министерство связи Туркмении во вторник отозвало лицензию у крупнейшего в стране сотового оператора – филиала американской компании Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI), занимающей 97% местного рынка мобильной связи. Лицензии оператора лишили в связи со сменой владельцев: вместо частных лиц контроль над компанией получил российский сотовый оператор МТС, купивший в понедельник 51% акций BCTI за $28,05 млн (см. Ъ от 28 июня). В МТС сообщили, что в качестве основания для отзыва лицензии минсвязи Туркмении представило протокол своего заседания. На заседании было установлено, что в результате покупки BCTI был нарушен ряд нормативных актов, таких как "Положение о лицензировании деятельности в области связи", закон Туркмении "О радиочастотном спектре", а также условия выдачи лицензии, которой владела BCTI. "Претензии минсвязи Туркменистана в общем сводятся к тому, что со сменой владельцев BCTI произошла и смена юридических лиц, владеющих лицензией на оказание услуг сотовой связи, а также распоряжающихся необходимым для оказания таких услуг радиочастотным спектром,– сказал вчера господин Сидоров.– На деле же ничего такого не произошло. Лицензией на оказание услуг связи владел филиал американской компании BCTI, и, после того как 51% акций этой компании купила МТС, филиал остался держателем лицензии. В связи с изменением состава акционеров BCTI не требуется ни передачи радиочастот, ни смены лица, предоставляющего по лицензии услуги связи, поэтому действия минсвязи Туркменистана мы считаем необоснованными".

Господин Сидоров отметил, что условия, в которых готовилась сделка, позволяли властям Туркмении заранее ознакомиться с ее деталями. "В течение более чем полугода, с того момента, как о нашем намерении приобрести контроль над BCTI стало известно, мы пытались связаться с туркменскими властями, чтобы донести до них информацию о сделке,– отметил Василий Сидоров.– Однако попытки не увенчались успехом, и только после того, как в понедельник сделка была завершена, с главой минсвязи Туркменистана встретилась вице-президент МТС Татьяна Евтушенкова. На этой встрече нам дали понять, что ничего хорошего ждать не приходится. После этого во вторник мы получили уведомление о том, что у филиала BCTI отзывают лицензию". Аргументы руководителей МТС подтверждают и в Росбанке, который выступал консультантом сделки. "Перед тем как начать сделку, акционеры BCTI подали в правительство Туркменистана документы, уведомляющие о планирующейся сделке, а следовательно, процесс продажи был на виду у туркменских властей",– говорит директор Росбанка Ян Яновский.

Комментариев в минсвязи Туркмении вчера получить не удалось – по сложившейся практике госорганы этой страны вообще не общаются с журналистами, тем более с иностранными.

Отзыв лицензии у BCTI сразу же повлек серьезные последствия. Уже вчера абоненты BCTI не могли воспользоваться услугами международной и междугородной связи. Фактически работала только связь внутри сети, которая, как отметили в МТС, тоже может быть вскоре отключена. "В условиях, когда у компании отозвали лицензию, оказание услуг связи даже внутри сети оказывается незаконным, и поэтому мы сейчас работаем на свой страх и риск",– заявил Ъ источник в МТС. Господин Сидоров отметил, что МТС попросила у минсвязи Туркмении разрешения продолжить работу до того момента, как будет достигнуто соглашение, однако такого разрешения минсвязи не дало. Поэтому в МТС не исключают, что в ближайшее время сотовая связь в стране перестанет действовать вообще. "Конфликт приобрел масштабы международного,– говорит директор Росбанка Ян Яновский.– Ведь услугами BCTI в стране пользовались не только министерства и силовые структуры, но и иностранные посольства. Я говорил с представителями американского посольства. У них огромные проблемы с фиксированной связью, а теперь они не могут пользоваться и сотовой". Аналитики в один голос заявляют, что случай в Туркмении ярко иллюстрирует политические риски, с которыми российские сотовые компании неизбежно должны были столкнуться в ходе своей активной экспансии на рынках СНГ. "Рынки стран СНГ имеют большие перспективы роста, связанные, впрочем, с большими политическими рисками,– говорит аналитик 'Ренессанс-Капитала' Ольга Жилинская.– В Туркменистане политическая обстановка – одна из самых непростых. Власти там старорежимные, и очевидной причиной конфликта является именно тонкая политическая игра. Власти Туркменистана показали, что сначала все сделки нужно одобрять у них".

В то же время эксперты полагают, что именно политическая суть конфликта позволит МТС в ближайшее время разрешить ситуацию. "Главный акционер МТС – АФК 'Система' известна своей взвешенностью и осторожностью в политически значимых сделках, а также известна хорошими отношениями с российским правительством,– говорит аналитик UFG Алексей Яковицкий.– Поэтому можно надеяться на то, что с привлечением большой политики конфликт будет скоро разрешен". В то же время господин Яковицкий отмечает, что политическая ситуация часто вынуждала российские компании идти на определенные уступки. Так, говорит он, выход "Вымпелкома" на рынок Казахстана стал возможен в результате поддержки местного партнера: "Сначала 'Вымпелком' приобрел 100% местного сотового оператора 'Кар-Тел', а потом продал блокирующий пакет местным предпринимателям".

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

КоммерсантЪ