Власти выдавливают профицит из бюджета. Михаил Фрадков и Борис Грызлов пошли против Алексея КудринаБюджет 2006 года вчера обсуждали и в Госдуме, и в Белом доме. В Думу был делегирован глава Минфина Алексей Кудрин. Премьер Михаил Фрадков предпочел остаться в родных стенах, где и провел переговоры с руководителями Думы. Неявка премьера на Охотный Ряд, однако, правительству не помогла. Итоги встречи: профицит бюджета если не исчезнет вовсе, то, во всяком случае, будет пересчитан; источники стабфонда поредеют, и все это делается ради увеличения госрасходов, в том числе инвестиционных. Предполагалось, что Михаил Фрадков явится на пленарное заседание Госдумы и отчитается о работе своего кабинета. Однако, как оказалось, место встречи с руководством Думы перенести можно. Михаил Фрадков мог расценить факт переноса как личный успех. Он мог рассчитывать на то, что ему удастся применить опыт министра экономического развития Германа Грефа, которого в конце прошлого года ждали на заседании президиума "Единой России" для того, чтобы дать отпор его проекту среднесрочной программы. Тогда министру удалось перенести разговор на свою территорию, и в результате документ фактически был поддержан законодателями. Впрочем, проект программы так до сих пор проектом и остается. Премьеру повторить фокус Германа Грефа не удалось вчерашние переговоры закончились явно в пользу гостей. Но главным пострадавшим оказался не премьер, а министр финансов. Все началось в Думе, куда на заседание фракции "Единая Россия" явился Алексей Кудрин и впервые представил основные параметры проекта бюджета будущего года. И столкнулся с жесткой оппозицией. Главная претензия фракции, по словам председателя комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, состоит в том, что правительство спекулирует профицитом бюджета. По данным Минфина, ситуация такова: оценка профицита федерального бюджета-2005 без учета стабфонда 1,13 трлн рублей, профицит в 2006 году планируется в 500,2 млрд рублей. Однако профицит будет гораздо выше, о чем правительство позаботилось, заложив в проект бюджета явно заниженную базу поступления доходов в частности, среднегодовая цена нефти $33 за баррель, хотя уже сейчас она почти в два раза выше. Правительство использует норму Бюджетного кодекса, позволяющую ему распоряжаться в течение года по своему усмотрению сверхплановыми доходами. И Дума имеет все основания вслед за президентом потребовать от Германа Грефа более точных прогнозов. Спикер Борис Грызлов вчера заявил: "Надо просчитать, на что следует потратить профицит 2006 года. Экономические министры дают нереальные оценки базы бюджетных доходов и не дают перечня проектов, на которые может быть потрачен профицит, тогда мы сами это представим". Результатом должно стать сокращение "карманов" правительства и общий пересмотр бюджета. Депутатов впечатлил не только профицит бюджета, но и размер стабилизационного фонда. По сути, они правы одновременное наличие огромного профицита бюджета; стабилизационного фонда, ориентирующегося на 1 трлн рублей (и это после опережающей выплаты долгов Парижскому клубу); золотовалютных резервов ЦБ в $151,8 млрд означает не здоровье госфинансов, а отторжение капиталов экономикой, что можно объяснить не ее "перегревом", как это делает Алексей Кудрин, а соответствующим инвестиционным климатом. Который, однако, можно изменить не вбрасыванием в экономику новых денег это приведет только к взрыву инфляции. Скорее, его изменит сокращение налогов, на что правительство решиться не в состоянии. Борис Грызлов спросил вчера в Думе Алексея Кудрина: "Если вы не можете выстроить бюджет на пользу экономики, может, просто не станете собирать лишние налоги?" И, не получив ответа, добавил: "Экономика, в которой нельзя использовать деньги, придумана вами". В Думе, однако, тяготеют к проинфляционной политике. Депутат-единоросс от Владимирской области Игорь Игошин предложил внести в Бюджетный кодекс статью, по которой весь профицит бюджета по итогам года будет не зачисляться в стабфонд, а расходоваться на закупку за границей технологического оборудования для обновления предприятий. Как выяснилось вчера же, но уже в Белом доме, его идея была принята на ура, особенно в части перевода денег из стабфонда в бюджет. Когда руководители Думы вместе с Алексеем Кудриным прибыли в Белый дом, им удалось развить успех, хотя там премьера прикрывали Герман Греф, вице-премьер Александр Жуков, министры промышленности и энергетики Виктор Христенко и здравоохранения Михаил Зурабов. Фактически Михаил Фрадков сдал правительственный проект бюджета-2006. Его заявление о капитуляции прозвучало так: "На правительстве основные параметры бюджета были одобрены. Но это не ограничивает возможность их уточнить". Впрочем, это была не столько капитуляция перед Думой, сколько удар по хранителю бюджета Алексею Кудрину и правительственному прогнозисту Герману Грефу. Михаил Фрадков никогда не был сторонником жесткой финансовой политики, в частности, он поддерживал увеличение цены отсечения на 2006-2008 годы с $20 до $27 за баррель, в то время как Алексей Кудрин пытался ограничить рост этой цены, делящей нефтяные госдоходы между бюджетом и стабфондом, $25. Премьер ждет от Германа Грефа предложений по инвестиционным проектам, на которые и должны пойти дополнительные средства бюджета. Эту тему он развил вчера: "Надо выявить внутренние источники экономического роста, абстрагируясь от высоких нефтяных цен, для чего необходимо разумно подходить к расходам стабфонда. Он сохраняет свою стерилизующую роль, но нужно копать глубже". Вчерашняя встреча в Белом доме, уже названная началом нулевого чтения бюджета-2006, завершилась так. Михаил Фрадков призвал искать "неинфляционные инвестиционные проекты". Он даже знает, как эти проекты искать: "Одна голова хорошо, а две лучше!" "А четыре еще лучше!" подхватил Борис Грызлов. "Правильно! согласился премьер Привлечем еще и губернаторов". Это третья голова, четвертая же осталась, вероятно, в резерве может быть, для Совета федерации, но, скорее всего, неназванной осталась кремлевская голова.
**Средства инвестиционного фонда будут заморожены в бюджете до тех пор, пока Минэкономразвития не подготовит механизм распределения средств. КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||