11.07.2005

Фармацевты – лучшие лоббисты



Степан Самсонов

Фармацевтические компании стали самыми влиятельными лоббистами Америки. Такие данные содержатся в отчете экспертной организации Center for Public Integrity. Более 70% из всех денег, потраченных американским бизнесом на лоббизм, были израсходованы 20 крупнейшими фармацевтическими корпорациями.

Американский Центр гражданской ответственности (Center for Public Integrity) огласил данные исследования, согласно которым фармацевтические компании США за последние семь лет потратили более $675 млн на лоббирование своих интересов в правительстве, в том числе $116 млн на усиление своих позиций в рамках правительственной программы Medicare в 2003 году. Это значительно больше, чем потратили за тот же период на получение политической поддержки в конгрессе, Белом доме и федеральных агентствах представители других сфер бизнеса.

В 2003 году американская индустрия производства лекарств одержала значительную победу, когда конгресс под давлением президента Буша принял несколько самых затратных для бюджета США законов, которые предусматривали изменение параметров государственной программы медицинской помощи престарелым (Medicare). Законы запретили сокращать государственные дотации компаниям, участвующим в этой программе.

Не останавливаясь на достигнутом, в 2004 году производители медикаментов потратили на лобби еще $128 млн, большая часть из которых пошла на поддержание и усиление позиций компаний на международном рынке лекарств. С помощью торговых представительств США они оказывали давление на локальные рынки, чтобы во всем мире росло потребление их брендов вместо непатентованных препаратов.

Помимо этого, под натиском фармацевтов американские власти приняли решение сохранить запрет на импорт дешевых лекарств из Канады и других стран. Всего, по данным Center for Public Integrity, компании пролоббировали примерно 1600 законов.

В состав PhRMA входят 16 из 20 крупнейших фармацевтических компаний CША, включая Pfizer Inc., Bayer Corporation, Hoffman-La Roche Inc., AstraZeneca Plc, Boehringer Ingelheim Pharmaceuticals Inc., Novartis Pharmaceuticals Corporation, Wyeth, Merck & Co. Inc., Schering-Plough Corp., GlaxoSmithKline Plc, Amgen Inc, Abbott Laboratories, Johnson & Johnson, Eli Lilly and Co., Bristol-Myers Squibb Co.

Экперты сообщают, что более 70% из всех денег, потраченных на лоббизм в Америке, были израсходованы 20 крупнейшими корпорациями, занимающимися производством медикаментов. Этот список возглавляют 16 компаний, входящих в ассоциацию Pharmaceutical Research and Manufacturers of America and the Biotechnology Industry Association (PhRMA), которые с 1998 года потратили на лобби более $74 млн.

Вице-президент PhRMA Кен Джонсон назвал расследование Center for Public Integrity «предвзятым и односторонним». Он сообщил, что американские компании поставляют около 70% мирового объема медицинских препаратов, спасая жизни людей на всей планете. Хотя он не отрицает, что без государственной поддержки дело не обходится.

«В последние годы ответственная и мудрая политика нашего правительства стала одной из основ наших инноваций», – сказал Кен.

Center for Public Integrity сообщает, что больше всех остальных американских чиновников от производителей медикаментов получил нынешний президент США Джордж Буш. По данным исследователей, фармацевты заплатили Бушу в общей сложности более $798 тыс. Бывший кандидат в президенты от Демократической партии Джон Керри получил около $305 тыс.

Согласно информации Центра гражданской ответственности, из 1291 лоббистов, действовавших в 2004 году от имени производителей медицинских препаратов, почти 52% составляли бывшие чиновники федерального уровня. Сейчас в число лоббистов производителей лекарств входят 59 бывших членов сената и 16 бывших членов конгресса.

Center for Public Integrity проводит независимые расследования, результаты которых он публикует на своем веб-сайте. Он сообщает, что при проведении данного расследования информация была получена с сайтов компаний, занимающихся лоббизмом, которые довольно часто хвалятся работающими у них бывшими политиками, а также с помощью анализа финансовых отчетов компаний и данных Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Центр считает, что реальное число бывших чиновников среди лоббистов может быть гораздо выше.

Газета.RU