Казино пошли за пивом. Госдума единогласно ограничила рекламу игорного бизнесаМАРИНА НОСКОВИЧ ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА Атака чиновников на игорный бизнес продолжается. В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки, ограничивающие рекламу игорного бизнеса,- они сопоставимы с ограничениями продвижения пива. Примечательно, что закон был принят единогласно, при отсутствии воздержавшихся и без единой поправки. Участники рынка называют его "наименьшим злом" по сравнению с другими законодательными инициативами, направленными против игорного бизнеса. Поправки, резко ограничивающие рекламу игорных заведений, тотализаторов и букмекерских контор, были внесены в Госдуму в июле прошлого года. В конце сентября нижняя палата парламента приняла их в первом чтении. Вчера депутаты единогласно приняли закон в третьем чтении. Ограничения на игорную рекламу во многом схожи с запретом на рекламу пива. Так, они разрешают игорную рекламу на телевидении и радио лишь в ночное время, с 22.00 до 7.00, и запрещают использовать в ней образы людей и животных. Кроме того, рекламодателям запрещается "формировать у потребителей впечатление, что участие в играх или пари способствует достижению общественного или личного успеха, а также решает имущественные проблемы или гарантирует выигрыш". По некоторым положениям законопроект стал даже более жестким, чем ограничения рекламы пива. В частности, полностью запрещена наружная реклама, в печатных СМИ реклама разрешена лишь в специализированных изданиях. По оценке гендиректора компании "Эспар аналитик" Андрея Березкина, доля казино и игорных клубов в московской наружной рекламе составляет примерно 1,5%, наибольший объем приходится на рекламу на перетяжках. А по данным TNS Gallup Adfact, казино и игорные заведения не входят даже в топ-200 самых рекламируемых товарных категорий. Разработчики закона считают, что поправки получились чересчур мягкими. "Мы всего лишь запретили всю наружную рекламу, но оставили вывески. Запретили рекламу лотерей, но, по просьбе правительства, вывели из-под запрета стимулирующие и государственные лотереи",- говорит зампред комитета по экономполитике Владимир Мединский. Одобренные поправки полностью войдут в новый закон "О рекламе", который Госдума рассмотрит во втором чтении уже осенью. Возможные изменения будут только в сторону ужесточения, обещает Мединский. Эксперты считают поправки нелогичными. "Группой риска среди детей, не достигших совершеннолетия, являются тинейджеры, большинство из которых имеют возможность получать информацию и после 22 часов. Лучше было бы ввести требование размещать сообщения о вреде чрезмерного увлечения азартными играми",- говорит вице-президент по маркетингу компании "Шторм интернэшнл" Ольга Шойхет. "Странно, что, например, в глянцевых журналах появится возможность безнаказанно рекламировать водку, при этом реклама азартных игр будет запрещена. К тому же игорный бизнес сможет легко "достать" молодежь через интернет",- удивляется управляющий директор BBDO Moscow Игорь Кирикчи. Директор по маркетингу Ritzio Entertainment (сеть "Вулкан") Станислав Бартникас считает, что отказ от массовой рекламы не нанесет игорному бизнесу особого вреда. "Результаты исследований показывают, что гигантского притока игроков после рекламы нет",- говорит он. Бартникас прогнозирует перераспределение рекламных бюджетов: "Возрастет доля спонсорства, директ-мейла и интернета". Участники рынка говорят, что ограничение рекламы - наименьшее зло по сравнению с другими законодательными инициативами последних месяцев. "В принятых поправках нет ничего страшного, особенно учитывая остальные ограничительные инициативы,- говорит вице-президент компании "Мир игр" Елена Авдеюк.- Можно добиваться полной легализации игорного бизнеса, но нельзя пытаться уничтожить отрасль". Деловая газета "Бизнес" |