12.07.2005

Плюсы и минусы контекстной рекламы



Контекстная реклама приобрела повсеместную популярность как удобная бизнес-модель для рекламодателей и для владельцев сайтов. Даже посетителям она нравится. Но у каждой медали есть обратная сторона.

Известный эксперт в области онлайновых СМИ Марк Глейзер опубликовал любопытную статью, в которой он рассуждает о плюсах и минусах программ контекстной рекламы Google AdSense и Yahoo ContentMatch.

Как ни странно, но одна из самых неприятных особенностей такой рекламы состоит в том, что компьютерные алгоритмы очень хорошо выделяют ключевые слова. Даже слишком хорошо. Реклама действительно полностью соответствует контексту. Если вы читаете статью об аресте сексуального извращенца, то можете даже не сомневаться, что рядом вы увидите рекламные ссылки, абсолютно соответствующие контексту — про секс и насилие. Уместность рекламы возле такого текста вызывает очень большие сомнения, но ведь система работает автоматически, и тут ничего не поделаешь.

AdSense и ContentMatch — это два гигантских конвейера для зарабатывания денег. Они работают автоматически, а у искусственного интеллекта нет души. Некоторые эксперты, которые уже давно занимаются консультированием в области онлайновой рекламы, считают, что реклама — это особый вид коммуникации между автором сайта и его посетителями. В таком важном деле нельзя полностью положиться на алгоритмы. Для любимого сайта нужно подбирать рекламу вручную, а то мало ли что там выскочит.

Естественно, Yahoo и Google принимают все меры, чтобы избежать каких-либо несуразностей с несоответствием рекламы. Компания Yahoo планирует занять с этой целью штат из 100 профессиональных редакторов. Компания Google тоже не так давно приступила к набору персонала для отслеживания качества рекламы. Сейчас отдельный менеджер выделяется для отслеживания рекламы лишь на самых крупных сайтах, посещаемость которых превышает 20 млн хитов в месяц.

Контекстная реклама отлично подходит для небольших сайтов и блогов, но на крупных сайтах такая бизнес-модель не всегда эффективна. Например, генеральный менеджер онлайновой версии InfoWorld и директор TheStandard.com говорит, что сайт TheStandard посещают около 50 тыс. уникальных посетителей в месяц, а прибыль от контекстной рекламы почти смехотворна. По его словам, выгоднее уж перейти на спонсорскую модель, когда рекламодатель получает в свое распоряжение часть сайта. Для сравнения, InfoWorld принадлежит медиахолдингу IDG, и там используется собственная модель контекстной рекламы, которая более эффективна: редакторы отбирают рекламные ссылки и вставляют их в первые абзацы статей. Смысл в том, что текст статьи — это контент на порядок более высокого уровня, чем обычная страница со ссылками, например, с результатами поиска. Здесь гораздо сложнее выделить самые релевантные ключевые слова. Человек с этим справляется лучше.

Еще одна проблема — с частотой обновления. Некоторые сайты Google проверяет раз в месяц. А если контент на странице новостей меняется каждый час, о какой контекстной рекламе может идти речь? Поэтому многие сайты размещают контекстную рекламу только в тексте статей, но не на часто обновляющихся страницах.

Еще одну особенность автоматического контекста используется в целях недобросовестной конкуренции. Они специально подбирают ключевые слова таким образом, чтобы разместить свою рекламу на сайте конкурента. Бывает, что это выходит непроизвольно, а пострадавшая сторона редко успевает вовремя отфильтровать «вражеское проникновение» на свою территорию.

WEBPLANET.RU