13.07.2005
Евросеть

"Евросеть" недосчитала конкурентов. За полгода россияне потратили на мобильные телефоны $2,6 млрд



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА


Крупнейший сотовый дилер компания "Евросеть" обнародовала вчера результаты очередного исследования рынка мобильных телефонов. По информации компании, в первом полугодии 2005 года россияне купили 6,8 млн мобильников, потратив $2,6 млрд. Из производителей на первое место, по версии "Евросети", попала финская Nokia, а второе и третье место заняли Samsung и Motorola соответственно. Правда, у участников и аналитиков рынка цифры "Евросети" вызывают сомнения. По их мнению, компания не только неправильно определила лидирующего производителя, но и просто недосчитала число салонов у конкурирующих сетей.
"Мы согласны с показателями объема рынка сотовых телефонов, полученными "Евросетью", но число точек розничных сетей подсчитано неверно",- утверждает ведущий аналитик исследовательской компании Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. Так, по его словам, число салонов компании Dixis занижено как минимум на 30. А у "Мобильных советов", наоборот, салонов несколько меньше, чем указано в отчете. В Dixis "Бизнесу" подтвердили, что "Евросеть", мягко говоря, занизила показатели, приписав компании 179 салонов. "На конец первого полугодия собственная розничная сеть Dixis насчитывала 212 магазинов,- говорит руководитель службы по связям с общественностью группы компаний Dixis Татьяна Москалева,- всего же под брэндом Dixis на сегодняшний день работает более 400 магазинов по всей России". В "Евросети" на это возражают, говоря, что берут сведения о количестве салонов конкурентов из открытых источников. "Вероятно, Dixis не вовремя обновляет информацию",- парирует руководитель отдела по связям с общественностью "Евросети" Татьяна Гуляева.
Не меньшие претензии у специалистов и к показателям продаж. "У некоторых сетей в отчете откровенно завышенные цифры, у других чрезмерно заниженные, как, например, у "Телефон.ру"",- полагает Эльдар Муртазин. По его мнению, погрешность в подсчетах продаж этого дилера составляет не менее 25%: реальные закупки "Телефон.ру" составили в первом полугодии около 500 тыс. телефонов, а было продано не менее 360 тыс., в то время как "Евросеть" дает "Телефон.ру" всего 260 тыс. С объемом продаж самой "Евросети" (3,9 млн) не соглашается директор по внешним коммуникациям Агентства мобильного маркетинга Антон Васильев. "Эта цифра кажется пиаровской, по нашим сведениям, у "Евросети" продажи телефонов в первом полугодии не превысили 3,2 млн",- утверждает он. С другой стороны, колебания в поставках мобильников в первом полугодии связаны с "таможенным кризисом". "Из-за проблем на таможне рынок фактически стоял в течение двух месяцев, и многие дилеры были вынуждены доставлять телефоны на самолетах",- говорит Эльдар Муртазин. Авиадоставкой пользовалась как сама "Евросеть", так и "плохо учтенный" ею "Телефон.ру". По мнению Муртазина, такие поставки могли быть не учтены в отчетах.
С распределением компаний-поставщиков игроки рынка, в отличие от аналитиков, по большей части согласны. В продажах лидирует Nokia, хотя в некоторых сетях ее обгоняют Motorola или Samsung. С лидерством Nokia не согласен Эльдар Муртазин, традиционно отдающий первенство на российском рынке корейскому Samsung. Также аналитиков смущает высокий процент, отданный "Евросетью" Siemens. "В первом полугодии Siemens впервые поставил в Россию меньше миллиона телефонов, поэтому 19-процентная доля - это нереально",- убежден Эльдар Муртазин, дающий Siemens пессимистичные 13%. Всего же, по отчету "Евросети", в России за первое полугодие 2005 года было продано 6,8 млн мобильных телефонов на общую сумму $2,6 млрд. Рост рынка, по сравнению с тем же периодом прошлого года, составил 31%.
Вообще игроки рынка отнеслись к сотовому отчету "Евросети" довольно иронично. "Оценка компании своих конкурентов всегда носила крайне субъективный характер,- говорит пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков,- подобное жонглирование количеством салонов конкурентов, объемами дилерских продаж уже давно не воспринимается всерьез и вызывает лишь улыбку". Примерно в том же духе высказываются и представители других сетей.


Деловая газета "Бизнес"