15.07.2005

Реклама задвинула торговлю



Начавшееся прошлой осенью противостояние между городским правительством и владельцами ларьков на остановках общественного транспорта вступило в завершающую стадию. Недавно были установлены первые пять остановочных павильонов нового типа. Вместо пива и чипсов — рекламные постеры и социальная информация. Предприниматели говорят о войне, объявленной чиновниками малому бизнесу. Власть утверждает, что всего лишь борется за «европейский облик города». Истина, как всегда, где-то посередине.

Девять вечера. Вокруг станции метро «Озерки» бурлит торговая зона. Поток выходящих из метрополитена пассажиров разбивается о ящики с черешней и земляникой, лотки с призывными надписями «все по 10 рублей», ларьки с шавермой и прочие торговые точки всех мастей и калибров. Бутылочное пиво льется рекой. «Тьфу, шалман какой-то устроили», — роняет в сердцах молодой человек, пробирающийся с девушкой к автобусной остановке.

Стою, наблюдаю за жизнью «шалмана». «Слышь, братишка, выручи пятью рублями, горим:» Угрюмого вида парень, разыгрывая образ только что вернувшегося из тюряги, снимает «оброк» с тех, кто имел неосторожность назначить встречу на выходе из метро.

Отхожу чуть в сторону. В небольшом летнем кафе два бугая кого-то бьют. Ногами. Возможно, карманного воришку, а может, просто что-то не поделили. За соседними столиками посетители спокойно пьют пиво. Спокойно, потому что рядом стоит страж порядка с кобурой и наручниками и наблюдает за процессом. Значит, бьют за дело. Тем временем бугаи решили, что хватит работать ногами, подняли жертву, с помощью человека в форме сковали ей руки за спиной и: подвесили за крючок на кафешном зонтике, как на дыбе. Правда, через несколько минут отцепили. Человек без звука мешком свалился под стол. Посетители продолжали спокойно пить пиво. Все события уложились в десять минут. В голове неизгладимо отпечатался образ культурной столицы.

Лакируем действительность?

Торговая зона у метро, конечно, не ларек с пивом и чипсами на остановке. Масштаб проблемы иной. Но понятно, что фасад питерской мелкорозничной торговли малопривлекателен. Желание власти его приукрасить понятно. Чиновники решили начать с малого, с торговых павильонов на остановках.

Проведенные проверки дали предсказуемый результат: ларьки работают без кассовых аппаратов, торгуют просроченными товарами или спиртом из-под прилавка. Еще грязь. Вывод однозначен: убрать ларьки с остановок, а вместо них поставить нарядные павильоны с урнами, скамейками, рекламными лайтбоксами и социальной информацией. И никакой торговли.

Соответствующее постановление было принято в ноябре прошлого года и теперь исполняется. До октября должно быть снесено 115 ларьков на остановках. Дальше — больше.

Власть обещает не выгонять предпринимателей с насиженных мест до окончания срока аренды и обязательно предоставить им альтернативное место. Здесь, правда, логика чиновников несколько хромает. Получается, что на остановке без кассового аппарата работать нельзя, а в «альтернативном месте» можно. Сами же предприниматели уверены, что за красивыми словами об «облике европейского города» кроется обычное перераспределение бизнеса. Несмотря на обещания, новые места для продолжения бизнеса чиновники предоставлять не торопятся. Да и все лакомые территории уже распределены между близкими к районным администрациям торговыми структурами.

Бег по кругу

За последние несколько лет предприниматели меняли облик своих ларьков уже не единожды. Всегда за свой счет и никогда по своей воле — исключительно под эгидой борьбы за эстетику городской среды. Естественно, что больше всех круговороту ларечного оборудования на улицах города радовались его производители.

Последний раз за эстетику и порядок в мелкорозничной торговле боролись накануне трехсотлетия. Срок полезного действия новых павильонов составлял 5 лет. И их владельцы надеялись, что хоть это время они будут работать спокойно, — ан нет. Под теми же лозунгами теперь предпринимателей и вовсе просят свернуть свой бизнес.

Решение городских властей немедленно было оспорено малым бизнесом в Уставном суде. Суд решения еще не вынес, а ларьки уже сносят. «Мы готовы к диалогу с властью, — говорит сопредседатель Совета Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Татьяна Белкина. — Но требуем, чтобы вопрос решался в правовом поле. Власть же не только начала уничтожать наш бизнес, не дожидаясь решения суда, но и не исполняет своих же собственных решений. Адресная программа альтернативного размещения ларьков должна была быть готова весной. Ее до сих пор нет, а наши торговые точки уже увозят на свалку».

Нет ларька — нет проблемы

Владельцы ларьков намерены бороться за свои права до победного конца. Их вдохновляет пример владельцев «маршруток», которым уже удалось отбить атаку Смольного на свой бизнес. Власть тоже это учитывает, поэтому и торопится со сносом. Нет ларька — нет проблемы. Хотя, если уж стремиться к облику «европейского города», то прежде всего следовало бы обеспечить свободу конкуренции и прозрачные, понятные малому бизнесу правила игры. И не менять их раз в два года.

Предприниматели же надеются на поддержку населения. «За несколько дней я собрала три тысячи подписей в защиту своего ларька, — говорит Марина Журавлева. — Люди привыкли пользоваться нашими услугами по дороге на работу, когда магазины еще не работают, или возвращаясь домой, когда они уже закрыты. Ущемляются не только наши права, но и права рядового потребителя».
Михаил СЕВЕРОВ


www.aif.ru