Азиаты наступают на Европу. На европейском автомобильном рынке продолжается стагнация
РОМАН ГУЛЯЕВ
Лишь прекрасный результат в июне, когда продажи выросли на 4,5%, помог рынку избежать существенного падения. Тем не менее в Западной Европе продажи по итогам полугодия упали на 0,3%, а с учетом новых членов ЕС в Восточной Европе - на 1,1%. Как и в России, в Европе больше всего выросли именно азиатские брэнды, которые отняли у местных игроков еще 1% от общего рынка.
У европейского рынка в отличие от российского свои фавориты: в Старом Свете предпочитают автомобили Renault, Volkswagen и Opel. По данным ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), именно эти брэнды в нынешнем году оказались наиболее успешными в странах Западной Европы (сюда включаются 15 старых членов ЕС, а также Норвегия, Швейцария и Исландия). Всего же на этом рынке было реализовано 7814 тыс. автомобилей, а с учетом новых членов ЕС - 8201 тыс.
Четыре ведущих европейских рынка чувствовали себя в первом полугодии по-разному.
В Италии в мае произошла забастовка транспортников, в том числе и тех, кто перевозит автомобили. В результате рынок в этой стране упал более чем на 5%, хотя в июне местные автодилеры и сработали на 18% удачнее, чем годом ранее. Также падает рынок в Великобритании, и даже в июне продажи там упали почти на 5% - именно из-за этого сократились полугодовые продажи у Ford, для которого именно английский рынок является основным в Европе. Прирост на самом большом рынке Старого Света- немецком, а также позитивный тренд во Франции не смогли скомпенсировать падение второго и третьего рынка континента, что сказалось и на общих продажах.
Аналитик банка Sal Oppenheim Михаэль Рааб связывает рост рынка с выходом новых моделей - в частности, MercedesBenz B-класса и BMW 3-й серии, а также предложением покупателям большого количества скидок и опций в качестве подарков. "Ценовая война, особенно в массовом сегменте, будет продолжаться. Сейчас продавать машины без скидок и подарков очень тяжело, если не вовсе невозможно",- цитирует Рааба Reuters.
В лидерах европейского рынка остается группа Volkswagen, которая в июне установила рекорд - 489,5 тыс. машин на европейском рынке.
Более половины этой цифры пришлось на собственно Volkswagen, у которого хорошо пошли новые модели: Golf Plus, Passat, рестайлинговый Polo и бразильский субкомпакт Fox.
По мнению аналитика банка Metzler Юргена Пипера, которого цитирует Reuters, во втором полугодии группа может также продемонстрировать хорошие показатели. Хотя в начале года у "головной" марки группы дела не задались, и по итогам полугодия она снизила долю рынка на 0,2% до 9,3%, аналитики полагают, что брэнд Volkswagen может вернуть позиции по итогам года.
Volkswagen сохраняет второе место среди брэндов после Renault. На третье вышел Opel (c учетом английских машин, продающихся под брэндом Vauxhall), который почти догнал "народный автомобиль".
Это важное событие для крупнейшей мировой автомобильной корпорации General Motors, чье европейское отделение не приносит прибыли с 1999 года. По словам руководителя отделения Фрица Хендерсона, GM отыграла долю на рынке, не снизив при этом норму прибыли с каждого автомобиля. По его мнению, это стало следствием успеха Opel - новых Astra, Zafira, а также минивэна Meriva.
Как видно из таблицы, успешнее всего выступила группа BMW и корейские Hyundai и Kia. Напротив, проблемы наблюдаются у всех трех французских производителей - группе Renault не помог даже выход на европейский рынок дешевого румынского Dacia Logan. Напротив, практически все азиатские компании, кроме успешных и в прошлые годы Mazda и Nissan, увеличили продажи. В результате доля азиатских компаний на европейском рынке (без учета индийских и китайских машин) выросла на 1% до 17%.
Деловая газета "Бизнес"
|