21.07.2005

Рекламные щиты отодвинут от дорог по новому ГОСТу



Как стало известно Ъ, с 1 сентября Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) вводит в действие ГОСТ "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Лидер рынка наружной рекламы компания News Outdoor утверждает, что ГОСТ угрожает существованию рынка "наружки": исходя из новых правил, в России придется снести 90% отдельно стоящих рекламных щитов. При этом и News Outdoor, и его конкуренты продолжают продавать рекламу в прежнем режиме. Они уверены, что до демонтажа щитов этой осенью дело не дойдет.

ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", разработанный госпредприятием РосдорНИИ, Главным управлением ГИБДД и Научно-исследовательским центром ГИБДД МВД, впервые вступил в силу 1 июля 2003 года. Содержавшиеся в нем требования к расположению рекламных конструкций на автомобильных дорогах и вблизи них были крайне жесткими. Так, согласно пункту 6.1, средства размещения наружной рекламы должны были быть расположены в 10 м от края земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии не менее 5 м от бордюрного камня -- в населенных пунктах. В ГОСТе не уточнялось, что считать краем конструкции -- ее опору или сам щит. В последнем случае количество щитов под снос было бы особенно большим. Пункт 6.5 гласил, что если конструкция стоит на разделительной полосе, расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. Пятиметровых разделительных полос в Москве, например, почти нет, а значит, "разделительные" щиты надо было сносить. Рекламистам удалось затормозить вступление ГОСТа в силу: уже 25 августа Госстандарт выпустил приказ, в котором говорилось, что документ должен быть пересмотрен и утвержден только по итогам его публичного обсуждения.

Поправок в обновленном ГОСТе немного. Не устраивавшие операторов пункты о размещении конструкций в 10 и 5 м от края полотна автодорог сохранены. Без изменений оставлены и положения о щитах на разделительной полосе. Единственное, что существенно смягчено,-- требования к размещению средств наружной рекламы, расположенных рядом с дорожными знаками и светофорами. При этом максимально допустимое расстояние между отдельно стоящими рекламными конструкциями в населенных пунктах увеличено с 50 до 150 м. Гендиректор News Outdoor-Russia Сергей Железняк утверждает, что разработчики документа "полностью проигнорировали мнение рекламного сообщества": "Предложенные поправки носят косметический характер и ничего не меняют по сути. Общественные организации в сфере наружной рекламы не допустили к редактированию ГОСТа. В результате, когда он вступит в силу, под угрозой демонтажа окажутся 90% всех отдельно стоящих рекламных конструкций в стране". Впрочем, замруководителя Ростехрегулирования Сергей Пугачев заявил Ъ, что рекламисты, в том числе лично Сергей Железняк, привлекались к работе над ГОСТом.

Небольшие операторы рынка "наружки" приняли новый ГОСТ с большим оптимизмом. "ГОСТ хорош тем, что он наконец упорядочит наш рынок,-- отмечает гендиректор компании 'Максима-Сонар' Руслан Желудик.-- То, что он увеличивает предельно допустимое расстояние между щитами и часть конструкций попадает под сокращение,-- единственный, по сути, существенный отрицательный момент". "ГОСТ как таковой необходим. Российской индустрии наружной рекламы нужны единые правила игры,-- полагает Наталья Самойлова, исполнительный директор компании 'Реклама-сервис'.-- Всем ясно, что ГОСТ, который мы сегодня имеем,-- документ, принятый в первом приближении и подлежащий доработке".

При этом и News Outdoor, и его конкуренты явно не рассчитывают, что с 1 сентября им придется в полном объеме выполнять требования ГОСТа. По крайней мере, они никак не корректируют текущие продажи с учетом сноса. "Мы говорим рекламодателям, что будем делать все, чтобы отменить существующую редакцию ГОСТа",-- говорит Сергей Железняк. "По закону любой ГОСТ носит рекомендательный характер. Поэтому мы не рассчитываем, что нам придется демонтировать щиты уже этой осенью,-- отмечает Наталья Самойлова.-- Скорее новый ГОСТ станет для властей еще одним аргументом при плановом демонтаже щитов по программе оптимизации городского рекламного пространства".

Этот прогноз подтверждают и в московском комитете рекламы. "Повальных демонтажей не будет -- будет разумный подход,-- утверждает заместитель председателя комитета Александр Менчук.-- Город выполняет свои обязательства перед операторами по срокам действия договоров на право размещения щитов: работа по оптимизации рекламного пространства Москвы будет постепенной". По его словам, ГОСТ хорошо вписывается в концепцию сокращения рекламоносителей, утвержденную городскими властями: "Впрочем, это не значит, что он совершенен. Наоборот, мы продолжим работу над ним".

ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ