Агентство ABARUS Market Research публикует исследования обувного рынкаВ последние годы наблюдается медленный рост российского рынка обуви: в 2003 году объемы продаж обуви выросли по сравнению с предыдущим годом на 104,2%, а в 2004 увеличение составило 106.2%, - сообщается в отчете "Рынок обуви в России", подготовленном ABARUS Market Research. По разным оценкам, совокупный объем российского обувного рынка в 2004 году составил от 210 до 280 млн. пар, но чаще встречается цифра 220 млн. пар. В 2003 размер рынка оценивался в диапазоне от 200 до 250 млн. пар. Вместе с тем эксперты рынка соглашаются с тем, что годовой прирост продаж в натуральном выражении составлял 12-15 %, а у компаний-лидеров до 20-30%. Ожидается, что в этом году объем рынка обуви составит 220-250 млн. пар, в следующем потребление также будет медленно расти. Можно видеть, что оценки сильно расходятся, причиной чего в первую очередь является большая доля теневого сектора, размер которого трудно оценить. Объем российского обувного рынка оценивается разными специалистами в диапазоне от $ 5 до $ 6 млрд. По мнению специалистов агентства, размер рынка обуви в России равен $ 6 - 6,5 млрд. Некоторые эксперты полагают, что емкость рынка обуви в 2004 году составила $ 9 млрд, что является завышенной оценкой. Большинство покупок в настоящее время приходится на средний-низкий (цена пары обуви от 1 до 1,5 тыс. руб.) и средний-средний (цена пары обуви от 1,5 до 2,5 тыс. руб.) ценовые сегменты рынка. Оба сегмента считаются самыми динамичными. Они активно растут благодаря тому, что повышение уровня жизни затронуло и самый многочисленный слой общества - людей с низким материальным благосостоянием. Доходы этой части населения позволяют находиться на границе нижнего и среднего класса, но их стандарты потребления уже зачастую аналогичны стандартам "среднего класса". Половину производимой в России обуви составляет женская обувь, на долю мужской и детской обуви приходится меньше трети от объемов производства. На долю российской промышленности приходится 0,3 % мирового производства обуви. Ожидается, что объем обувного рынка в дальнейшем будет увеличиваться, при этом его рост стабилизируется, и не будет превышать 4-5% в год. Российские производители, по мнению специалистов, обеспечивают лишь пятую часть потребностей в ботинках, туфлях и другой обуви, поэтому большая часть закупается за рубежом. Данные отчета говорят о том, что насыщение потребительского рынка происходит в основном за счет импортных поставок, доля которых составляет 70-80 % от совокупного объема продаж. Основной поток экспорта направлен в страны дальнего зарубежья. Общий объем ввозимой обуви из стран за пределами СНГ к июлю 2004 года составил 676 тыс. пар. Из стран СНГ к этому же периоду объем импорта достиг цифры 280,4 тыс. пар. В России в настоящее время обувь выпускают 260 крупных и средних предприятий в 57 регионах страны. При этом объемы производства неравномерны: 90 % обуви выпускается на 50 предприятиях. Например, в нижней части среднего ценового сегмента работают сети "ЦентрОбувь", Monarch и некоторые другие. По системе франчайзинга работает торговая сеть германской компании Salamander. Лидерами массового сегмента являются "Вестфалика", Ralf Ringer, "Парижская коммуна", "Антилопа", Тульская обувная фабрика, челябинская фабрика "Юничел". Реализация обуви отечественными производителями сегодня по-прежнему осуществляется на вещевых рынках, в мелких магазинах и обувных секциях универмагов. Как отмечают аналитики, доля указанных форматов торговли в целом по России достаточно велика - примерно 45 %. Кроме того, появились крупные обувные центры, ориентированные на покупателя с невысоким и средним достатком и розничные сети, рассчитанные на представителей среднего класса. Доля бутиков на рынке обуви составляет примерно 10 %. Одной из основных тенденций развития рынка обуви стали ориентация потребителей на марку, качество и разнообразие ассортимента в местах продаж. |