MasterCard разгоняет своих агентовВчера глава представительства MasterCard в России Андрей Королев заявил, что платежная система приняла решение прекратить работу с банками-агентами. По мнению платежной системы, это поможет банкам "более полно реализовать потенциал карточных программ банка". Однако, по мнению банкиров, этот шаг может привести к снижению доли карт MasterCard в России. Сегодня только MasterCard разрешает банкам, не являющимся членами платежной системы, на основе агентских соглашений распространять карты банков–участников платежной системы. Основной конкурент MasterCard международная платежная система Visa отказалась от этой практики еще два года назад (см. Ъ от 20 марта 2003 года). Сегодня существует три уровня участия банков в платежной системе MasterCard: принципиальный член, аффилированный член и банк-агент. Принципиальный член работает напрямую с платежной системой, а аффилированный – через спонсора, которым до сих пор мог быть только банк–принципиальный член. Банки, работающие по агентским договорам, не являются членами MasterCard и лишь распространяют карточки банков–участников платежной системы. Вчера Андрей Королев сообщил, что MasterCard также прекращает работу с банками-агентами. "Это было решение платежной системы. Изменились правила MasterCard, и это имеет последствия и для России",– заявил Андрей Королев. По его словам, до конца этого года будет определена дата окончательного отказа от осуществления операций с платежными картами MasterCard банков-агентов. "Как это будет реализовано, мы будем решать с каждым конкретным банком отдельно",– рассказал Андрей Королев. Таким образом, банки-агенты поставят перед выбором: вступать в платежную систему или отказаться от работы с ней вовсе. Вступить сегодня в MasterCard можно под спонсорством банка–принципиального члена платежной системы, что в среднем обойдется ему в $30 тыс. Кроме того, получить статус аффилированного члена можно будет и через Ассоциацию российских банков–членов Europay (АРЧЕ), получившую в сентябре прошлого года статус принципиального члена MasterCard (см. Ъ от 28 сентября 2004 года). По идее последний вариант должен оказаться для банков в несколько раз дешевле. Однако в новой роли АРЧЕ свою работу еще не начала и расценки ее неизвестны. Тем не менее ряд банкиров расценили новшество MasterCard как лоббирование интересов АРЧЕ в роли спонсора для банков–аффилированных членов. По словам начальника департамента пластиковых карт банка "Внешторгбанк розничные услуги" Сергея Четверова, "решение MasterCard вполне логично: АРЧЕ, получив право на спонсирование банков, фактически создала альтернативу агентским программам". При этом господин Королев надеется, что "это решение приведет к увеличению количества наших партнеров в России и что все банки, которые имеют потенциал развития программ MasterCard, вступят в члены нашей платежной системы". Банкиры же с гораздо большим скепсисом относятся к перспективам MasterCard. По словам вице-президента Транскредитбанка Андрея Купцова, возможность заключения агентских договоров "была серьезным преимуществом MasterCard, которое позволяло ему серьезно наращивать эмиссию за счет региональных банков". "Пока MasterCard не обладает той популярностью брэнда, которой обладает Visa. Есть реальная опасность, что небольшие банки, лишившись возможности работать по агентским договорам, будут выбирать именно Visa. Но трудно сделать однозначную оценку, потому что непонятно пока, какие еще шаги предпримет MasterCard",– заявил он Ъ. "Для банков решающим фактором в выборе платежной системы будет экономическая сторона работы. Как повернется ситуация, сказать пока сложно",– считает член правления "Автобанка-НИКойл" Валерий Никитин. Ъ будет следить за развитием событий. ЕЛЕНА Ъ-КОВАЛЕВА КоммерсантЪ |