25.07.2005
Nokia

Телефоны недоверия



Тимофей Дзядко

Капитализация крупнейшего в мире производителя сотовых телефонов Nokia по итогам одной торговой сессии уменьшилась на $8 млрд. Обвал акций Nokia обусловлен слабыми финансовыми результатами за первые два кварталa 2005-го и пессимистическим прогнозом на оставшееся полугодие: цены на телефоны продолжают падать.

Доходы крупнейшего в мире производителя телефонов Nokia во втором квартале (март–июнь) 2005 года увеличились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года – до 799 млн евро ($972 млн), а выручка увеличилась на 25% – с 6,46 млрд евро до 8 млрд. Но аналитики ожидали более крупных цифр – 869 млн евро доходов и 8,2 млрд евро выручки.

Еще большее разочарование у инвесторов вызывал крайне осторожный прогноз на третий квартал. Так, финская компания ожидает, что ее доходы составят лишь 7,9-8,2 млрд евро, а не 8,2-10,25 млрд, как прогнозировалось ранее. Рынок незамедлительно отреагировал на шокирующие сообщения – акции Nokia на Хельсинкской бирже сначала упали на 7,5%, а через некоторое время даже на 10%, так что ее капитализация уменьшилась по итогам одной сессии на рекордную цифру $8 млрд.

Свои неудачи представители крупнейшего производителя сотовых трубок склонны объяснять обострившейся борьбой за покупателей. «Motorola (главный конкурент Nokia. – "Газета.Ru") спровоцировала падение цен на сотовые телефоны в третьем квартале на 4,5%», – заявил исполнительный директор финской компании Йорма Оллила.

Но Nokia не собирается так просто сдаться в объявленной ценовой войне. По словам господина Оллилы, компания увеличит выпуск моделей с камерами с хорошим разрешением и музыкальными плеерами, чтобы завлечь покупателей, а также постарается расширить свое присутствие на развивающихся рынках Азии, Африки, России и Южной Америки.

«Стоит признать, что телефоны Nokia дешевеют, в то время как Motorola успешно запускает новые модели и практически не снижает цены на свои трубки, – отмечает Джесси Хьоэти, аналитик хельсинкского офиса компании FIM Securities. – Поэтому неудивительно, что прибыльность Nokia снижается».

Motorola, которая закончила второй квартал 2004 года с убытками, за год сумела поправить свое положение. Ее доходы за последние три месяца составили $933 млн, а выручка – $8,83 млрд.

Nokia объясняет уменьшение прибыли не только действиями конкурентов, но и в целом насыщением рынка сотовых телефонов в развитых странах. В последнее время, как подчеркивают представители компании, объемы продаж сотовых телефонов растут лишь за счет развивающихся стран. «Наши продажи растут за счет рынков, где большей популярностью пользуются дешевые модели и очень интенсивно снижаются на них цены. Причем средняя стоимость телефонов продолжает падать, – говорит исполнительный директор Nokia. – Из-за этого и уменьшаются наши доходы».

Пока нет оснований полагать, что Nokia удастся существенно переломить ситуацию, поэтому многие инвесторы сейчас стремятся избавиться от ценных бумаг компании. Так поступила голландская Eureffect BV, которая несколько недель назад, предвидя низкие квартальные показатели, продала акции финского производителя.
«Сейчас наблюдается очень жесткая ценовая конкуренция между Samsung, LG и Motorola, – подчеркивает Рене Бастианен, партнер Eureffect BV. – Nokia пытается сопротивляться и что-то противопоставить этому, но пока только несет потери». От возросшей конкуренции пострадали и обе южнокорейские компании, которые даже закончили второй квартал 2005 года с убытками.

Согласно отчету исследовательской компании Gartner, за первые три месяца 2005 года доля Nokia на мировом рынке сотовых трубок сократилась с 33 до 30,4%, в то время как ее конкуренты не преминули воспользоваться слабостью бесспорного лидера: доля американской Motorola составила 16,8% (16,3% в четвертом квартале), а южнокорейской Samsung – 13,3% (против 12,2%).

Специалисты Nokia уверены, что сумеют вернуть себе треть рынка – 33%. И по-прежнему компания придерживается цели, намеченной несколько лет назад, – достигнуть 40%.

Как и прежде, финны убеждены, что лучший путь к реализации этой «программы-максимум» – предложить покупателям новые модели: на этот год запланировано 40 премьер от Nokia. Они соглашаются с экспертами Gartner, которые заявили в среду, что рост рынка продаж сотовых телефон снижается из-за того, что уже у многих людей есть телефоны. Поэтому выход один – переманить покупателей на свою сторону новинками.

По прогнозам исследовательской компании, в 2005 году в мире будет продано 779 млн телефонов (674 млн в 2004 году и 520 млн в 2003-м). Nokia предсказывает более скромную цифру – 760 млн трубок.

Газета.RU