25.07.2005

Kotipizza идет в две столицы. Крупнейшая сеть пиццерий Финляндии вышла в Россию



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ


На прошлой неделе в Санкт-Петербурге открылось первое заведение крупнейшей финской сети Kotipizza. До конца года первый фаст-фуд под этой маркой появится в Москве, где финны в течение десяти лет надеются открыть по одному заведению из расчета на 100 тыс. жителей. Эксперты объясняют интерес иностранцев высокими темпами роста рынка общественного питания, однако сомневаются, что они сумеют закрепиться на специфичном российском рынке.
Похоже, что скандинавские сети общественного питания поверили в российский рынок. Вслед за появлением шведской сети фаст-фудов Wokie Dokie и покупкой скандинавским инвестфондом Trigon Direct Investments 85% акций сети кофеен "Идеальная чашка" финская Kotipizza объявила о выходе на российский рынок. "На этой неделе мы открыли первое заведение в петербургском торговом центре "Крокус", а до конца года планируем выйти на московский рынок. Поиск помещения уже ведется",- говорит основатель Kotipizza Раббе Гренхольм.
Kotipizza - крупнейшая сеть пиццерий в Финляндии, насчитывающая 250 заведений. 90% пиццерий этой сети работает по франшизе. Оборот компании в 2004 году составил 53 млн евро.
Kotipizza рассматривала возможность выхода на российский рынок еще 15 лет назад, однако, по словам Гренхольма, тогда цены были неконкурентные и прибыль была бы незначительной. "Теперь обороты российского рынка сопоставимы с европейскими",- считает он. И все же средний чек Kotipizza в России, по его мнению, будет ниже, чем в Европе, на 40-45% и составит 3-4 евро.
В ближайшие несколько лет финская сеть планирует довести свое присутствие до 60 заведений в Санкт-Петербурге. О планах в столице Гренхольм говорит менее охотно. "Надеемся в течение десяти лет открыть по одной точке на 100 тыс. жителей столицы, часть из которых будет работать по франшизе",- отмечает он. Особенностью работы Kotipizza в московском регионе станет то, что заведения будут открываться исключительно в спальных районах. "Рынок общепита в центре Москвы насыщен, а вот в спальных районах и пригородах ресторанов - практически нет",- пояснил основатель Kotipizza.
Заведения Kotipizza появятся как на фуд-кортах в торговых центрах, так и в стационарных помещениях. Инвестиции и сроки окупаемости в Kotipizza не раскрывают. Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков оценивает открытие подобных заведений на фуд-кортах в $120 тыс., в отдельных помещениях - в $150 тыс. По его мнению, срок окупаемости составит два года.
Эксперты объясняют выход иностранных компаний на российский рынок высокими темпами роста. "Рынок общепита в США растет всего на 2% в год, в Европе - на 3%, в то время как в России прирост составляет 25-30% ежегодно",- говорит Кочетков. С ним соглашается коммерческий директор "Аэропита" (ресторанный оператор в аэропортах Шереметьево) Илья Лычев: "Рынок общепита с выходом на него иностранных компаний повторяет развитие ритейла с опозданием в пять-семь лет". По его мнению, иностранные компании продолжат открывать свои представительства и в дальнейшем.
Впрочем, участники рынка сомневаются, что западные компании будут успешны. "Иностранные предприниматели не знают менталитета российского потребителя, у них возникают сложности с созданием управляющей структуры и общением с чиновниками",- отмечает владелец "Крошки-Картошки" Андрей Конончук. По его мнению, большим успехом для финнов будет открытие пяти-семи ресторанов в Москве и Петербурге. А генеральный директор консалтингового агентства "Настроение +" Денис Яхно считает, что Kotipizza может столкнуться с проблемой недобросовестной конкуренции. "Как только они выйдут с четырьмя-пятью заведениями, российские предприниматели начнут открывать рестораны с похожей концепцией",- полагает Денис Яхно.


Деловая газета "Бизнес"