Как закрутилась карусельИВАН МАЦАРСКИЙ 25 июля 1871 американский изобретатель Уильям Шнайдер запатентовал всеми любимый аттракцион карусель. Это была первая попытка масштабного заработка на развлечениях, однако крупное производство таких аттракционов началось лишь несколько десятилетий спустя, принеся деньги совсем другим людям. Изобретение Шнайдера было поистине роскошным. Это была двухъярусная карусель, с табуном деревянных лошадок для детей на первом уровне и закрытым помещением для родителей - на втором. Карусель приводилась в движение механическим приводом, и ее скорость была совсем небольшой. Поэтому больший интерес она представляла все-таки не для детей, а для парочек, которым для уединения в отдельных кабинках верхнего яруса высокая скорость была скорее минусом. Первые механические карусели появились в Европе еще в XVIII веке, а в Россию один из таких аттракционов привез еще Петр I. Карусели пользовались огромной популярностью у юных дворян. Молодые люди садились на деревянных лошадок или в колесницы, кружившиеся вокруг деревянного столба, и старались во время забавы снимать копьями подвешенные кольца и поражать различные мишени. Одним словом, это было достаточно активное развлечение, в отличие от подобных аттракционов конца XIX века. То есть детская забава являлась упрощенной копией взрослой карусели - любимого дворянского развлечения, где удалые всадники демонстрировали мастерство выездки. Со временем военная направленность аттракциона ушла в прошлое, и он стал популярен на ярмарках. Особый культ карусели сложился в Баварии на пивных фестивалях Октоберфест, где она была гвоздем праздника - видимо, одного пива для головокружения натренированным бюргерам было мало. С появлением мощных электромоторов развитие аттракционов стало возможно на совершенно ином уровне. Первым это понял не кто иной, как Уолт Дисней. Великий сказочник нового времени буквально болел идеей создания парка развлечений имени себя, понимая, что аттракционы принесут ему миллионы. Однако мультипликатор в поисках инвесторов столкнулся с большими проблемами: кредит на строительство он не смог получить даже у совета директоров собственной компании, причем первой причиной для отказа были сомнения в безопасности мероприятия. Прижимистые акулы бизнеса сильно сомневались, что добропорядочные американские родители будут отправлять своих детей на "аттракционы для самоубийц", да еще и платить за это деньги. Однако Дисней не сдавался и все-таки построил парк, заложив все принадлежащие ему акции компании. Сначала карусели были одним из основных аттракционов парка, потягаться с ними в популярности могли лишь американские горки, называющиеся в США как раз наоборот - русскими. По одной из версий, своим происхождением это название обязано солдатам армии Наполеона, которые во время похода 1812 года полюбили русскую национальную забаву - катание с гор. Церемония открытия парка аттракционов хоть и транслировалась по телевидению, но из знаменитостей ее почтил вниманием лишь Рональд Рейган - актер ковбойских фильмов. Вслед за парком Диснея в США начался бум таких аттракционов, причем немалую роль в этом сыграли, как ни странно, троллейбусы: в выходные количество пассажиров сильно падало, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив именно там конечные станции троллейбусных маршрутов. Со временем Рейган из киноковбоя превратился в президента, а Disneyland - в самый знаменитый парк мира. Каждый год его посещают до 13 млн человек, а за всю историю страны Диснея в ней побывали более полумиллиарда посетителей. Деловая газета "Бизнес" |