25.07.2005

MasterCard избавляется от агентов



МАРИНА БОЖКО

Международная платежная система MasterCard меняет правила игры для 400 российских банков. Она прекращает работу с ними на основе агентских соглашений и предлагает стать членами системы. Банкам придется заплатить за членство от 5 тыс. евро или отказаться от выпуска карт MasterCard. Банкиры считают, что эта инициатива может привести к перераспределению сил на рынке пластика.
О том, что MasterCard прекращает работу с банками-агентами, распространяющими ее пластиковые карты, заявил на прошлой неделе глава представительства MasterCard в России Андрей Королев. Порядок работы с MasterCard теперь придется изменить примерно 400 банкам.
Сегодня банки могут работать с MasterCard тремя различными способами. Наибольшие возможности предоставляет статус принципиального члена системы. Такой банк взаимодействует с системой напрямую: сам эмитирует карты, заключает соглашения с торговыми точками. Еще один способ - аффилированное членство, когда банк работает с MasterCard через посредника, которым является принципиальный член. Самый простой способ - заключить агентский договор с банком-членом MasterCard. В этом случае без особых затрат банк получает возможность предлагать клиентам карты системы. По такой схеме работали большинство российских банков.
Теперь, по словам Королева, банкам придется либо вступить в члены MasterCard, либо отказаться от работы с ее картами. Срок окончательного отказа от осуществления операций с банками-агентами будет определен до конца года. "С каждым конкретным банком будем решать, как это будет реализовано",- заявил Королев.
У банков два варианта действий и оба затратные. Стать принципиальным членом системы, по словам пожелавшего остаться неназванным банкира, стоит около $30 тыс. По данным MasterCard, аффилированное членство, например, через Ассоциацию российских банков-членов Europay (АРЧЕ) обойдется в 5 тыс. евро. Представитель этой организации сообщил "Бизнесу", что 40 банков уже подали заявки на аффилированное членство.
Решение MasterCard отказаться от работы с агентами аналогично действиям ее конкурента Visa, сделанным два года назад. Международная платежная система Visa приняла решение расстаться с банками-агентами в марте 2003 года, дав срок подумать до 1 января 2004-го.
Банкиры считают, что инициатива MasterCard может сработать на руку конкурентам. Начальник управления развития розничного бизнеса Оргрэсбанка Дмитрий Лебедев считает, что работа на основе агентского соглашения была самой простой и дешевой схемой предлагать карты. "Это было определенным преимуществом MasterCard перед Visa. Теперь небольшие банки, лишившись возможности работать по таким договорам, будут выбирать между вступлением в Visa или в MasterCard",- говорит он. Заместитель предправления по пластиковым продуктам банка "Санкт-Петербург" Павел Филимоненок считает, что это приведет к перераспределению сил на рынке: часть банков уйдет в другие платежные системы. "Популярность брэнда MasterCard у нас пока ниже, чем Visa. Пока можно с уверенностью сказать, что выиграет от такого перехода в первую очередь АРЧЕ",- говорит Лебедев.


Деловая газета "Бизнес"