Зоны в России стали законнымиВ субботу президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об особых экономических зонах" и указ о создании специального федерального агентства по управлению этими зонами (которое будет подчиняться Министерству экономического развития и торговли). Как стало известно Ъ, возглавить агентство должен помощник премьер-министра РФ Михаила Фрадкова Юрий Жданов. За законопроект об особых экономических зонах (ОЭЗ) Минэкономразвития боролось три года. Главный его оппонент Минфин, который изо всех сил сопротивлялся созданию бюджетных дыр. Но спору министра экономического развития Германа Грефа и министра финансов Алексея Кудрина положил конец президент. На встрече с учеными в Новосибирском академгородке, на которой обсуждалось, каким должен быть закон, призванный обеспечить России прорыв в развитии информационных технологий, Владимир Путин дал правительству указание внести закон "Об особых экономических зонах" в Госдуму до 1 марта нынешнего года (см. Ъ от 12 января). Но в поставленный президентом срок чиновники МЭРТа не уложились, дело в межведомственных согласованиях: Минфин продолжает настаивать на сокращении налоговых льгот резидентам зон. В итоге первое чтение законопроекта в Госдуме прошло 9 июня (см. Ъ от 10 июня). Депутатов в законе, подготовленном МЭРТом, не устраивало многое, начиная от "ущемления функций местных органов власти" (они считали, что на федеральный орган по управлению ОЭЗ, теперь Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, возложено чересчур много функций) до размера первоначального инвестиционного взноса, необходимого для претендента в резиденты промышленно-производственной зоны. Как подчеркивал председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов (фракция "Единая Россия"), "средний объем инвестиций в создание среднего современного промышленного производства, соответствующий европейскому уровню, составляет порядка €6 млн", тогда как в законопроекте требуется инвестировать не менее €10 млн. Но прежде всего депутаты предлагали, во-первых, разрешить создание особых экономических зон на территориях, где может находиться не только государственная, но и частная инфраструктура (в МЭРТе придерживались концепции "чистого поля", то есть создания ОЭЗ исключительно под новые инвестиционные проекты), а во-вторых, увеличить налоговые льготы для резидентов зон. Как выразился один из разработчиков этого документа, замминистра экономразвития Андрей Шаронов, после первого чтения законопроекта "Об особых экономических зонах в РФ" у депутатов набралось "200 страниц ожидаемых поправок". По его словам, были даже попытки подогнать закон под конкретные предприятия. Например, госсобрание Республики Саха (Якутия) настаивало на включении в список видов деятельности, разрешенных на территории промышленно-производственных зон, обработки алмазного сырья и ювелирного производства. В результате налоговые льготы так и не были увеличены, но МЭРТу пришлось согласиться на создание ОЭЗ на территориях с "наличием объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в частной собственности". Речь идет о линиях связи, электричестве, водоснабжении и дорогах. Впрочем, на эту уступку в министерстве пошли по требованию Кремля, а не депутатов. В заключении на законопроект, данном правовым управлением администрации президента 2 июля, подчеркивается: "Такое требование (создание ОЭЗ в 'чистом поле'. Ъ) представляется не вполне обоснованным, поскольку создание ОЭЗ повлечет за собой неоправданный рост бюджетных затрат на ее инженерное обустройство". Дума приняла закон об ОЭЗ 10 июля сразу в двух чтениях. В итоге пока он предусматривает создание только двух типов зон промышленно-производственных (на территории площадью не более 20 кв. км под сборочные производства) и технико-внедренческих (на территории площадью не более 2 кв. км для создания и коммерциализации научных разработок). Обязательным условием получения статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ являются капитальные вложения на сумму не менее €10 млн, в том числе не менее €1 млн в первый год функционирования зоны. Для резидентов технико-внедренческих таких условий нет. Предприятиямрезидентам ОЭЗ будут предоставляться льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество, но только за счет местной власти. Законопроектом предусмотрен режим свободной таможенной зоны в рамках ОЭЗ. То есть товары иностранных производителей могут быть ввезены на территорию зон без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей вывезены без уплаты экспортной пошлины. Дополнительно для резидентов ОЭЗ предусматривается упрощенная процедура регистрации и уменьшение числа обязательных налоговых проверок (их будут проводить раз в три года). Еще одна принципиальная мера гарантия неизменности федерального и местного налогового законодательства для резидентов ОЭЗ "в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности". Таким образом, подписанный в субботу президентом Владимиром Путиным закон "Об особых экономических зонах" не претерпел серьезных изменений и стал большой победой для министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В тот же день министр заявил: "Сегодня произошли значимые события. Подписаны два важных документа закон 'Об особых экономических зонах' и указ президента о создании Федерального агентства по управлению ОЭЗ. Эти документы закладывают основу для диверсификации экономики и развития так называемых депрессивных регионов, которые сегодня являются малопривлекательными для инвесторов". Но главной победой МЭРТа можно назвать перевод функций по управлению зонами с правительства на "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ", то есть вновь созданное федеральное агентство. По закону именно оно, например, будет утверждать формы свидетельств, выдаваемых резидентам зон, и соглашений о ведении деятельности между резидентами и территориальными органами управления зонами; разрабатывать порядок привлечения управляющих компаний для управления государственным имуществом ОЭЗ. По словам господина Грефа, уже в бюджете 2006 года на создание и поддержку инфраструктуры ОЭЗ будет выделено 8 млрд рублей, столько же должны дать и местные власти, пожелавшие создать ОЭЗ. В итоге в ведении Германа Грефа появится пятое ведомство, глава которого, по словам министра, будет назначен в течение следующий недели постановлением правительства. Однако, как стало известно Ъ, его руководителем станет нынешний помощник премьер-министра Михаила Фрадкова Юрий Жданов (см. справку). Но на этом эпопея с ОЭЗ не закончится. Как неоднократно отмечал Герман Греф (см. Ъ от 22 июля), осенью нынешняя редакция закона будет дополнена еще одним видом ОЭЗ рекреационным, а господин Жданов будет отвечать и за развитие инноваций, и за развитие туризма. Жданов Юрий Николаевич родился 15 сентября 1963 года. В 1985 году окончил Военный краснознаменный институт Минобороны по специальности "военный юрист". В 1985-1987 годах следователь, начальник подвижной криминалистической лаборатории военной прокуратуры Хмельницкого гарнизона (Украина). С 1987 по 1993 год адъюнкт, преподаватель, замначальника кафедры в Военном институте. В 1993 году доцент кафедры международного права Университета дружбы народов, в 1994 году доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московской высшей школы милиции, в 1995 году доцент кафедры конституционного и международного права Московского юридического института МВД. С 1995 года работал в Главном штабе МВД: старший инспектор международно-правового отдела, эксперт-консультант правового управления, замначальника управления международного сотрудничества. В 1997 году, в возрасте 34 лет, стал самым молодым генерал-лейтенантом МВД. В 1998-2002 годах начальник академии МВД. В марте 2002 года назначен замминистра экономического развития и торговли. В апрелеавгусте 2004 года первый зампред ГТК. С августа 2004 года председатель совета директоров строительной группы компаний СУ-155. 16 мая 2005 года назначен помощником премьер-министра России. КоммерсантЪ |