Утопия русского блокбастераПродюсеры отечественных мегапроектов в кино говорят о рекордных суммах сборы перевалили за 18 миллионов долларов. Однако АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ не согласен с тем, что путь развития русского кино это национальный блокбастер. Сомнительный рекорд Год назад мы с энтузиазмом говорили о "нашествии варваров" российских кинематографистов, которые покусились на священную голливудскую империю и даже частично вытеснили ее с наших территорий. В этом году можно сказать, что процесс продолжается, но никакой особой радости и гордости не вызывает, хотя достигнут новый рекорд: "Турецкий гамбит" обошел "Ночной дозор" и собрал рекордную сумму в восемнадцать с половиной миллионов долларов. Подобные цифры гипнотизируют глаз только в первый момент и на фоне того униженного положения, которое занимало российское кино в нашем кинопрокате. На самом деле их надо делить на два, на три и на четыре, зная склонность нашего народа к припискам. Во-первых, прокат как оголтелый сопротивляется введению единой компьютерной системы учета посещаемости, и это симптоматично. Во-вторых, нужно учитывать размер сумм, вбуханных в рекламу. Но главное не в количестве, а в качестве. Достаточно посмотреть на топ-лист российских рекордсменов проката, чтобы увидеть: он пестрит посредственными фильмами, в которых очень мало профессиональных достижений. Среди этих немногих роль Никиты Михалкова в "Статском советнике" и некоторые эпизоды "Боя с тенью" Алексея Сидорова. Понятно, что прокатные топ-листы всегда предполагают торжество китча или масскульта, но вряд ли в какой другой стране их уровень опускается до такой низкой отметки, как в России. Одинокое солнце в космосе Еще больше беспокоит положение дел с арт-хаусным кино. При том, что объем годового кинопроизводства в нашей стране приближается к 100 фильмам, что соответствует доперестроечному уровню, тем не менее на пальцах одной руки можно сосчитать достойные и представляющие хоть какой-то художественный интерес работы. Это особенно заметно по конвульсиям внутренних и международных кинофестивалей. Второй год подряд не сумели найти ни одной российской картины для Канна с тех пор как туда перестал ездить Александр Сокуров. Именно его "Солнце" участвовало в этом году в Берлинском фестивале, иначе здесь, как уже несколько лет подряд, тоже не было бы ничего "из России с любовью". Нормально ли то, что у нас один режиссер на два крупнейших фестиваля? Нормально ли, что в списке из 30 фильмов года, претендующих на звание лучшего по версии ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы), есть только один российский и этот один опять же "Солнце"? Других планет просто-напросто не существует. Не менее дико, что стало почти неразрешимой задачей нарыть из горы шлака один-единственный российский фильм для Московского фестиваля, находящегося под прямым патронажем главного финансиста российского кинематографа Министерства культуры. Для этого потребовалась непростая операция по выбиванию картины "Космос как предчувствие" из конкурса сочинского "Кинотавра". Да и сам "Кинотавр", если исключить картину-победительницу "Бедные родственники", не принес открытий. Время жатвы еще не пришло На излете прошлого сезона в мировом прокате и на фестивальной арене продолжали присутствовать несколько фильмов, с которыми в мире связывали надежды на ренессанс российского кино: "Возвращение", "Время жатвы", "Свои", "Шиза", "Последний поезд", "Настройщик", "Коктебель". В этом году можно назвать только один фильм такого типа и уровня "4" Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина. Он и имел соответствующий арт-хаусный успех в мире, хотя в России некоторые патриоты-кинематографисты отказались "считать себя соотечественниками Хржановского". Лишь сейчас появилась новая, очень талантливая картина Алексея Германа-младшего "Гарпастум", она отобрана в конкурс Венецианского фестиваля. Но это уже другая история, которая будет разыгрываться в следующем сезоне. Вскоре разыграется и другой сюжет, на который сегодня делают ставку многие наши продюсеры, дрейф российского кино от арт-хауса к блокбастерам, к большим бюджетам, крупным формам и популярным жанрам. Некоторые энтузиасты этого процесса считают, что радикально изменится сам имидж нашей кинематографии: надежды возлагались сначала на "Ночной дозор", теперь на "Девятую роту" Федора Бондарчука. Теоретически такой поворот возможен. Практически его пока что довольно трудно представить. Феноменальный успех в России "Ночного дозора" заинтриговал крупные западные компании, но они пока никак не разродятся с выпуском картины, в которую вложены солидные голливудские деньги. Когда это произойдет, мы и узнаем настоящие цифры посещаемости, в которых материализуется абстрактный западный "интерес". С другой стороны, нет никаких признаков того, что за рубежом намерены всерьез раскручивать другие блокбастеры made in Russia. Самыми кассовыми отечественными фильмами XXI века в зарубежном прокате остаются "Русский ковчег" и "Возвращение", собравшие около семи миллионов долларов каждый и блокбастерами никак не являющиеся. Имидж российского кино, конечно, будет меняться: он не может ассоциироваться только с эстетическим радикализмом Тарковского и Сокурова, как не мог законсервироваться в агитпропе советских времен. Но нет никаких оснований полагать, что из этого имиджа вовсе выпадет как компонент авторское начало. Которое, впрочем, может вполне мирно уживаться с крупногабаритными формами. Лучшие фильмы Спилберга, Бессона и Бондарчука-старшего свидетельствуют как раз об этом. Их худшие фильмы, сделанные в период, когда они почувствовали себя королями производственных империй, свидетельствуют о том же, только от противного. А безличные русские "блокбастеры", закатанные в асфальт одномерной продюсерской стратегии, суть не что иное, как оборотная сторона авторского мессианизма и того же советского агитпропа. Идея в наши дни закидать мир русским блокбастером, а заодно и нашей национальной идеей так же утопична, как коммунизм, и столь же экономически сомнительна.
По данным журнала "Кинобизнес сегодня".
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||