Потребительский бум продолжается. Но многие россияне до сих пор не знают, что такое кредитыАНАСТАСИЯ САМОТОРОВА С 1 сентября в России начнут формироваться базы данных бюро кредитных историй. Банкиры обещают, что благодаря этому ставки по кредитам для населения будут понижаться. Пока же 17% жителей крупных российских городов считают потребительское кредитование лишней тратой денег на услуги банка. Таковы результаты исследования, которое провело агентство BusinessVision, а распространило «РБК. Исследования рынков». Любопытно, что каждый шестой россиянин вообще не слышал о потребительских кредитах. А исследование при этом проводилось не в селах, а в крупных городах: Омске, Челябинске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Москве. Жители двух столиц информированы не намного лучше – 16% опрошенных здесь также ответили: «Не знаем, что это такое». «Проблема в том, что население психологически не готово брать кредиты. Россияне вообще не приучены жить в кредит», – прокомментировал «Новым Известиям» результаты опроса эксперт Института открытой экономики Алексей Буздалин. С коллегой согласен и эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игорь Поляков, полагающий, что россияне в возрастных группах от 45 лет «хорошо помнят кризис начала 1990-х и поэтому в большинстве случаев отвергают любые схемы кредита». Впрочем, потребительское кредитование стремительно набирает популярность, и исследование это доказывает. 56% опрошенных, проживающих в Москве и Петербурге, считают кредиты «хорошей возможностью приобрести что-то крупное в рассрочку». В других городах люди более консервативны, но и там этой точки зрения придерживается половина респондентов. Наиболее популярные товары, приобретаемые в кредит, – это бытовая техника: 38% жителей Москвы и Петербурга и 35% жителей других городов уже имеют опыт таких покупок. На втором месте идет аудио- и видеотехника (21 и 22% соответственно). А вот крупные кредиты на длинный срок (к примеру, на покупку квартиры) по-прежнему остаются для наших граждан недоступными. «Банки пока не готовы предоставлять длинные кредиты гражданам на условиях, которые были бы им интересны», – комментирует Алексей Буздалин. Проще говоря, чем больше банкиры рискуют и чем меньше они знают о заемщике, тем под больший процент они дают кредит. «Впрочем, что касается рынка ипотеки, то большинство населения отрезано от этой возможности вовсе не потому, что ставки высокие, а потому что банки сомневаются в уровне кредитоспособности и доходов граждан», – уверен эксперт. Аналитики, опрошенные «НИ», особое внимание обратили на 17% населения, которые считают, что все схемы кредита направлены лишь на обогащение банков. «Это группа населения, которая умеет хорошо считать, а поскольку кредитные схемы не всегда лояльны, то граждане просто отказываются ими пользоваться», – говорит Валерий Поляков. Именно этот сегмент населения может послужить для банков ориентиром. «Здесь надо иметь в виду, что кредитные истории будут иметь те, кто захочет сдавать о себе информацию, – напоминает Валерий Поляков. – А людей с полностью легальной зарплатой у нас по-прежнему немного. Наша экономика в этом плане еще очень серая». «Банки будут обязаны предоставлять информацию хотя бы в одно бюро, если на это дадут согласие заемщики, – вторит ему Алексей Буздалин. – Но банк может просто не спросить этого разрешения и, следовательно, никакую информацию в БКИ не направлять». Не исключено, что большинство банков, не заинтересованных в распространении информации о хороших заемщиках, так и поступят. Новые Известия |