03.08.2005

В Россию приходит первый западный автодилер



ЮЛИЯ КАРУЛИНА

Британская компания Inchcape объявила о планах выхода на российский рынок. Компания предполагает создать совместное предприятие с одним из крупных производителей дорогих автомобилей и местным дилером. Но независимо от того, кто окажется партнером англичан, Inchcape может стать первым иностранным игроком на российском автомобильном рынке.

"Мы рассматриваем возможность выйти на российский рынок с одним из наших основных партнеров в качестве дистрибутора",- заявил исполнительный директор Inchcape Питер Джонсон. Как сообщила "Бизнесу" менеджер по коммуникациям Inchcape Эмма Вуллэстон, сегодня компания рассматривает Россию в качестве одного из новых рынков для экспансии. По словам Вуллэстон, Inchcape планирует выйти на российский рынок совместно с одним из производителей, с которыми компания уже успешно сотрудничает на других рынках. "Мы работаем с автомобилями премиум-сегмента: Lexus, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes-Benz. С одним из этих производителей мы, вероятно, выйдем и на российский рынок". По словам Вуллэстон, Inchcape также заинтересована в партнерстве с местными дилерскими компаниями, которые знакомы с российским рынком. Однако она не смогла назвать конкретных партнеров и сроки организации нового предприятия. "Подробности станут известны в конце этого или начале следующего года",- добавила Вуллэстон.

"Заявление Inchcape о планах работы в России свидетельствует о том, что российский рынок стал интересен для крупных международных дилерских компаний с точки зрения объема",- считает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов (в первом полугодии 2005 года в России было продано более 238 тыс. новых иномарок на сумму около $6 млрд).

По его словам, крупнейшие игроки в области розничных продаж автомобилей находятся в США, однако, в отличие от Inchcape, базирующейся в Великобритании, они пока не знакомы с российским рынком.

Inchcape уже работала на российском рынке. Она поставляла российским дилерам автомобили Land Rover и Jaguar, однако после открытия представительств этих компаний в России (в 2000 и 2005 годах соответственно) производители занялись дистрибуцией самостоятельно. По мнению эксперта автомобильного рынка, пожелавшего остаться неназванным, Inchcape может выбрать в качестве стратегического партнера компании, с которыми уже сотрудничала, будучи дистрибутором Jaguar, в частности Musa Motors или "Независимость". "Кроме того, партнерство может быть интересно другим холдингам, специализирующимся на автобизнесе, которым нужен доступ к технологиям управления, зарубежным менеджерам и недорогим финансовым ресурсам",- добавляет собеседник "Бизнеса". Впрочем, крупнейший российский дилерский холдинг "Рольф", по мнению собеседника "Бизнеса", вряд ли можно рассматривать в качестве одного из кандидатов на партнерство с Inchcape: "Эта компания старается оставаться независимой и уже несколько лет привлекает иностранных топ-менеджеров".

Получить комментарии представителей "Независимости" "Бизнесу" вчера не удалось. А начальник отдела рекламы Musa Motors Михаил Земин опроверг информацию о контактах с Inchcape. К тому же он сомневается в серьезности влияния, которое может оказать выход Inchcape на российский рынок. "У компании технологии посредника: они выполняют план завода по продажам. Между тем только дилеры знают, как и что следует продавать",- считает Земин.

Валерий Тараканов считает, что перспектива создать СП с Inchcape может заинтересовать средние по размерам дилерские компании с ограниченными для развития финансовыми ресурсами. "У больших российских дилерских сетей сейчас бизнес идет неплохо, и владельцы вряд ли готовы продавать свои компании",- говорит Тараканов. По его мнению, главное преимущество Inchcape - технологии дилерского бизнеса.

В то же время, по мнению директора по развитию бизнеса проекта Autodealer.ru Олега Дацкива, западные технологии вряд ли применимы на российском рынке, где существуют значительно более жесткие требования к дилерским центрам, в частности торгующим несколькими марками. Кроме того, по мнению Дацкива, сейчас рынок развивается очень хорошо, привлечение средств не составляет проблемы, и крупные дилерские предприятия вряд ли захотят делиться прибылью.

"Положение марок с небольшими объемами продаж вроде Land Rover, Jaguar или Volvo вряд ли можно серьезно изменить с помощью корректировки маркетинговой политики или финансовых вливаний",- считает Дацкив.

БРИТАНСКАЯ INCHCAPE - крупный европейский автомобильный дистрибутор. Работает на рынках Великобритании, Греции, Бельгии, Австралии, Гонконга и Сингапура. Самые крупные партнеры Inchcape - Toyota (марки Toyota и Lexus), Subaru, Ferrari, BMW и премиальные брэнды Ford Motor Company, в первую очередь - Jaguar и Land Rover. Оборот Inchcape в I полугодии 2005 года составил 2,257 млрд фунтов стерлингов, прибыль до уплаты налогов - 104,8 млн фунтов стерлингов.

Деловая газета "Бизнес"