Мобильный август. Таможня спровоцировала рост «серого» рынка сотовых телефонов
КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ
Во втором квартале этого года в России, по данным Mobile Research Group, было официально продано чуть более 7,1 млн мобильных телефонов, или на 10,7% меньше, чем в первом. Эксперты связывают падение рынка с сезонностью, а продавцы, наоборот, говорят о продолжении роста продаж. Парадокс объясняется ростом "серого" рынка вдвое.
Если в первом квартале российские абоненты купили 8 млн мобильных телефонов, то во втором продажи упали почти на миллион. Аналитики Mobile Research Group (MRG) объясняют такое падение рынка сезонными факторами. Но руководитель службы по связям с общественностью компании Dixis Татьяна Москалева заявила "Бизнесу", что компания не ощутила спада продаж- наоборот, продажи растут, пусть и небольшими темпами. А в Divizion "Бизнесу" вообще заявили, что продали во втором квартале на 15-17% телефонов больше, чем в начале года. По словам пресс-секретаря группы компаний Divizion Очира Манджикова, информация аналитического отдела компании свидетельствуют о том, что всего во втором квартале в России было продано 8,2 млн телефонов.
Среди производителей телефонов Mobile Research Group (MRG) традиционно выводит в лидеры продаж Samsung. По оценке аналитиков, на модели Samsung приходится 25,1% продаж с учетом "серого" рынка.
В пятерку лидеров также входят - Motorola (21,9%), Nokia (19%), Sony Ericsson (11,7%) и Siemens (10,3%). Но Татьяна Москалева говорит о том, что у покупателей Dixis больше всего востребованы телефоны Nokia и Sony Ericsson. Более того, продажи телефонов этих компаний по сравнению с прошлым годом выросли в два раза. Впрочем, об увеличении количества проданных телефонов Sony Ericsson заявляют и аналитики MRG. Доли производителей в своем объеме продаж в Dixis уточнить отказались. В Divizion в качестве лидеров продаж называют Motorola и Samsung.
Больше всего пострадал рынок из-за проблем с таможней.
Начиная с мая "наземные каналы" таможни были практически перекрыты - сократилось количество терминалов и из-за административной реформы сертификаты на телефоны не выдавались. В результате "оптимизация" таможенной очистки по данным MRG возросла вдвое- с 3-4 евро до 6-13. Некоторые компании, прежде всего "Евросеть", стали ввозить телефоны самолетами. Но с конца мая, по данным MRG, начались проблемы и с доставкой воздушным путем. Из-за этого доля "серых" телефонов, которая полгода стабильно держалась на уровне 4-5%, выросла почти вдвое- до 8%, а цены на "серые" модели во втором квартале значительно выросли.
Поэтому цены и на "белые" телефоны, как это обычно бывает в августе, не упали, а остались на прежнем уровне.
Но Москалева отрицает, что у ее компании возникали какие-либо проблемы с растаможиванием и ввозом мобильных телефонов. В других компаниях тоже не слишком охотно обсуждают проблемы, возникавшие весной на границах, и отказываются официально подтверждать, что смогли ввезти телефонов меньше, чем намеревались.
Во втором квартале абоненты еще более активно, чем раньше, меняли старые трубки на новые. По данным MRG, рынок замещения аппаратов вырос до 61%, его объем с учетом только официальных поставок измеряется суммой 737,3 млн евро. Хотя в России, как и раньше, наиболее популярны бюджетные модели, аналитики MRG отмечают, что весной спрос сместился в сторону лучших моделей различных производителей, оптимальных по соотношению цена-качество.
С этим, считают аналитики, также связано увеличение количества проданных "серых" телефонов, поскольку такие модели пользовались наибольшей популярностью, но их запасы на складах достаточно быстро закончились.
Деловая газета "Бизнес"
|