Рынок контента догоняет кинопрокатВоодушевившись ростом рынка мобильного контента в 2005 году до $600 млн. операторы начали делать инвестиции в автоматизиованные системы его продажи. Пока основными каналами распространения коммерческого мобильного контента можно считать прессу и телевидение, пока традиционно высокая на Западе доля Интернета, WAP и прочих интерактивных сервисов в России незначительна. Умные и глупые В случае с Интернетом пользователь часто оказывается достаточно компетентным, чтобы получить мелодию, картинку или игру без дополнительных затрат – через кабель или ИК-порт. WAP же не слишком популярен в России, для многих настройки телефона кажутся слишком сложными, а из-за разнообразия аппаратов операторы просто не успевают поддерживать актуальность базы настроек, высылаемых в виде SMS по запросу. Отправьте SMS… Контент-провайдеры для заказа услуг обычно предлагают отправить SMS-запрос на сервисный номер. Несмотря на пропагандируемую простоту, этот способ не очень удобен. Чтобы заказать медиаэлемент, абонент должен найти его код в каталоге, набрать комбинацию цифр (и не ошибиться – для каждого телефона она своя) и отправить ее на сервисный номер (и тоже не ошибиться). Для пользования информационно-развелкательными услугами нужно также отправить специальную команду (а то и не одну)– и опять же, не ошибиться в написании, которое подчас бывают весьма сложными, например "Love Sasha 23-10-1985 176 80 k p e" . Иными словами, абоненту для того, чтобы пользоваться всеми допуслугами, нужно носить с собой толстый каталог-справочник по ним. Чуть более удобны голосовые порталы, построенные на технологии IVR (Interactive Voice Response), однако на их основе можно организовать только весьма узкий круг услуг, кроме того, для абонента пользование таким порталом стоит весьма дорого, поэтому используются они в основном для голосовых сервисов типа серверов знакомств. Радужная оболочка В результате операторы и контент-провайдеры столкнулись с необходимостью создания некоей удобной оболочки, которая позволит увеличить объем продаж услуг. Комментирует Марина Кириленко, специалист по маркетингу ООО «Трафиклэнд»: «Операторы стали уделять больше внимания сфере VAS (дополнительные услуги: логотипы, мелодии, картинки) осознав, что это стопроцентно прибыльное вложение средств. Таким образом, рынок, сильно увеличившись в размерах, столкнулся с необходимостью самоупорядочения. Этот факт сейчас осознается всеми, и первым материальным его подтверждением является появление контент-агрегаторов - компаний, обеспечивающих единую точку входа для операторов и контент-провайдеров и берущих на себя как техническое, так и юридическое обеспечение функционирования дополнительных сервисов на сетях связи». Понимая эти проблемы «Билайн» запустил сервис «Хамелеон» на основе платформы CellTick, а МТС в сентябре обещает запустить сервис i-mode. Оно само прискакало… Сервис CellTick представляет собой своего рода информационный канал по интересам. Время от времени на мобильник абоненту через CellBroadcast (широковещательные сообщения, транслируемые всеми базовыми станциями всем абонентам одновременно) беззвучно приходят бесплатные новостные сообщения, ему для этого не надо ничего делать. Если информация заинтересовала, можно получить подробности сообщения, но уже за деньги – запрос обрабатывается специальным приложением, сохраненным на SIM-карте. Кроме новостных сообщений, рассылаются предложения купить мелодию, картинку или игру: в итоге абонент не должен сам решить купить контент, ему нужно только пассивно отреагировать на предложение продавца, на что решиться гораздо проще. Виктор Маркелов, директор по продуктам «Билайн» так охарактеризовал сервис: «эта услуга подстраивается под цвет Вашего настроения, Вы получаете именно ту информацию, которая созвучна и интересна Вам сейчас, поэтому она называется «Хамелеон». Нам же вспоминается анекдот про жующую что-то девочку, заявляющую "Что это такое, не знаю, оно само прискакало". Внедрением "Хамелеона" оператор планирует к концу этого года он увеличить этот долю допуслуг в общей структуре доходов до 18-18,5% против 15% на конец 2004 года. Японский сервис Разработанный японским оператором NTT DoCoMo сервис i-mode – это интерактивный сервис, предполагающий избирательный доступ на информационно-развлекательные ресурсы в сети через специальный портал. Технология сама по себе очень похожа на WAP, только обладает расширенными мультимедийными возможностями, практически не уступающими обычному Интернету с его HTML, картинками, Java-скриптами, Flash, а также имеет связь с биллинговой системой. Для пользования услугами необходимо иметь поддерживающий технологию телефон. Представители оператора заверяют, что GSM-моделей с поддержкой i-mode будет все больше и больше – от разных производителей (пока известно по 2 модели от NEC и Samsung), однако производители почему-то в описаниях новых моделей о поддержке технологии не упоминают. В Японии технологию поддерживают все телефоны, поэтому она так и популярна, а вот прогнозы аналитиков относительно России весьма сдержанны несмотря на очевидные достоинства i-mode: простоту, наглядность и возможность работы с любым видом контента. Шатилин Илья Деловой Петербург |