03.08.2005

Китайские грузовики едут на Урал



ИРИНА МОКРОУСОВА

Китайский автоконцерн First Automotive Works (FAW) расширяет линейку автомобилей, которые будут собираться в России.

Вчера стало известно, что ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУр) подписало предварительное соглашение с FAW о лицензионной сборке коммерческих автомобилей грузоподъемностью 6 тонн.

О том, что китайский автопром начинает экспансию на российский автомобильный рынок, "Бизнес" писал 11 апреля. Концерн First Automotive Works, выпускающий 1 млн различных автомобилей в год, решил развернуть в России сборочное производство и инвестировать в проект около $1,5 млрд.

На Бийском котельном заводе уже началась сборка внедорожников и пикапов FAW.

Первые образцы китайских машин российского производства были представлены в июне. Планируется, что до конца 2005 года в Бийске будет собрано до 1 тыс. автомобилей, а впоследствии объем выпуска доведут до 5-6 тыс. Кроме того, FAW подписал протокол о сотрудничестве с ЗИЛом. Согласно документу, ЗИЛ будет собирать две модели FAW грузоподъемностью 1,75 т и 2,5 т, а также две модели автобусов.

Третью площадку в России FAW нашла в Свердловской области. Как рассказал "Бизнесу" генеральный директор холдинга "Северная казна - Промышленность" (СК-Пром, владеет заводом "Автомобили и моторы Урала") Павел Чернавин, АМУр договорился с китайским автомобилестроительным гигантом о лицензионной сборке грузовиков-шеститоннажников. В ближайшее время АМУр планирует закупить два таких автомобиля для проведения испытаний и сертификации. После чего, вероятно в начале будущего года, начнется сборка грузовиков.

Объемы будущего производства китайских автомобилей на Урале Чернавин раскрывать не стал, ссылаясь на коммерческую тайну. В России китайским шеститоннажникам придется конкурировать с ЗИЛ-43, которых продается ежегодно около 8 тыс.

машин. Директор по маркетингу ТД ЗИЛ Виктор Новоченко оценил емкость рынка китайских грузовиков примерно в 5-7 тыс. машин в год. Но он сомневается, что АМУр сможет в ближайшее время произвести такие объемы: "Главная проблема этого завода - качество продукции. Предприятие проходило процедуру банкротства и потеряло часть сотрудников". Вызывает опасения Новоченко и отсутствие у АМУра собственной товаропроводящей сети.

В АМУре пока не говорят, будут ли грузовики FAW, выпущенные в России, отличаться от аналогов китайской сборки по цене. Новоченко считает, что они подорожают до $12-15 тыс. с $8-9 тыс., которые за эти автомобили платят в Китае.

Деловая газета "Бизнес"