«Нэфис косметикс» маслом не испортишь
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК, ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА
Казанский производитель бытовой химии, косметики и соусов "Нэфис косметикс" диверсифицирует бизнес.
15 августа компания начнет строительство завода по производству рапсового масла. Участники рынка косметики объясняют экспансию "Нэфиса" на непрофильный рынок стагнацией нижнего ценового сегмента.
"Нэфис косметикс" приступит к строительству казанского маслоэкстракционного завода 15 августа, сообщили в пресс-службе компании. Ранее назывались другие сроки - 2006 год. Перенос начала строительства связан с решением правительства Татарстана оказать поддержку проекту.
В середине прошлой недели "Нэфис косметикс" и Государственный инвестиционно-венчурный фонд Татарстана учредили ОАО "Казанский МЭЗ" с уставным капиталом около 1,14 млрд руб. На долю государства в нем приходится порядка 35% акций, которые будут выкуплены после выхода нового завода на проектную мощность. Стоимость строительства составит 46,7 млн евро.
По словам председателя совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрия Самаренкина, новый завод также позволит обеспечить сырьевую независимость жировому бизнесу "Нэфис косметикс".
Сейчас КЖК вынужден закупать масло-сырец в южных областях России, что снижает рентабельность производства.
Поэтому, по словам Самаренкина, компания пока делает основной упор на производство майонеза. Однако с вводом в действие нового завода КЖК сможет претендовать и на 5-7% рынка растительного масла. "Рапсовое масло - продукт будущего. В Европе его потребление выше, чем подсолнечного, а в мире рапса выращивают в полтора раза больше, чем подсолнечника,- поясняет Самаренкин.- В небольших количествах мы выпускаем рапсовое масло уже сейчас под маркой "Волшебная семечка".
Участники косметического рынка называют решение "Нефис косметикс" выйти в непрофильный рынок логичным. "Выход косметического игрока на другой рынок обусловлен тем, что нижнеценовой сегмент, основной для отечественных игроков, либо не меняется, либо сокращается. А выходить в средний и высший сегменты сложно, там много транснациональных компаний, конкурировать с их бюджетами практически нереально",- говоритвице-президент "Роколора" Константин Диесперов.
Предполагаемый оборот завода составит 2,5 млрд руб. в год, там будет производиться 125 тыс. тонн нерафинированного рапсового масла. По оценке владельца "Балтиморхолдинга" Алексея Антипова, если компания действительно выпустит заявленные объемы, она займет 5% российского рынка растительного масла.
Однако на раскрутку брэнда потребуется около $10 млн, оговаривается Антипов.
Участники рынка продуктов питания называют проект перспективным. "Это перспективное направление, производство рапсового масла хорошо развито в Германии, Скандинавии, Франции. На российском рынке его доля пока невелика, но в этом сезоне многие маслоэкстракционные заводы начали загрузку именно с рапса",- говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
С ним соглашается пресс-секретарь холдинга "Солнечные продукты" Наталья Полухина. "По данным Росстата, доля рапсового масла не превышает 0,2% рынка растительного масла в России, но этот рынок очень интересен. Рапсовое масло дешевле подсолнечного на 2 тыс. руб. за тонну",- говорит Полухина.
Алексей Антипов настроен не так оптимистично. "Возможно, через пять-десять лет рапс и станет доминирующей культурой, но чаще нишу подсолнечного масла занимает соевое, как, например, в США",- считает Антипов.
Также на МЭЗе будет производиться рапсовый шрот, на основе которого в компании планируют делать 1,5 млн тонн дешевых высокобелковых комбикормов в год. "Рапс хорошо подходит для корма крупного рогатого скота, а для свиней и птицы лучший комбикорм получается из соевого шрота - рапсовый шрот содержит вредные для них вещества",- говорит PR-директор "Черкизовского" Дмитрий Зубков.
Деловая газета "Бизнес"