04.08.2005
Евросеть

Вот - новый оборот. "Евросеть" становится лидером российского ритейла



"Евросеть" превращается в крупнейшую российскую компанию розничной торговли. Вчера эта четвертая по объему годового оборота ритейлерская компания объявила о приобретении занимающей 20-е место по данному показателю сети салонов мобильной связи "Техмаркет". В результате этой крупнейшей на российском рынке розничной торговли сделки оборот "Евросети" может достигнуть примерно $2,5 млрд в год и она скорее всего обойдет нынешнего лидера ритейла – компанию "Эльдорадо".

ООО "Торговый дом 'Евросеть'" – крупнейший в России и СНГ дилер компаний сотовой связи и продавец сотовых телефонов. Компания, основанная в 1997 году, действует на рынках России, Украины и Казахстана. Ей принадлежит 1850 торговых точек. Оборот "Евросети" в прошлом году составил $968 млн, в первом полугодии 2005 года – $960 млн. В рейтинге Ъ "Тор-50 российских ритейлеров" за 2004 год компания занимает четвертое место.

ООО "Техмаркет" создано в 2003 году. Его сеть включает 157 салонов сотовой связи, 100 из которых работают в Москве, а остальные – в 11 городах России, среди которых Екатеринбург, Пермь, Казань, Уфа, Красноярск. Оборот компании в 2004 году составил $260 млн. Вчера представители "Евросети" официально сообщили о покупке "Техмаркета". Речь идет о полном поглощении торговой сети. "Мы не намерены сохранять брэнд 'Техмаркета',– заявил Ъ председатель совета директоров 'Евросети' Евгений Чичваркин.– Ребрэндинг будет происходить по мере того, как будут перезаключаться договоры аренды, касающиеся приобретенных торговых точек". Господин Чичваркин отказался рассказать о деталях сделки и назвать ее сумму. По сведениям Ъ, 100% уставного капитала были выкуплены "Евросетью" у основателя "Техмаркета" Вадима Зеленина. Что касается цены, то по оценке аналитика "Уралсиба" Марата Ибрагимова, стоимость "Техмаркета" составила около $150 млн. Аналитик UFG Алексей Кривошапко оценил компанию в $120 млн. По оценкам всех опрошенных Ъ участников рынка, стоимость активов, приобретенных "Евросетью", составляет $120-150 млн. Представители "Техмаркета" вчера не комментировали сделку.

Сделка по приобретению "Евросетью" "Техмаркета" беспрецедентна для российского ритейла как по масштабам, так и по последствиям. До сих пор речь шла о купле-продаже сетей из десятков мелких торговых точек, а суммы сделок измерялись сотнями тысяч долларов. Крупнейшая сделка такого рода произошла в апреле 2003 года: компания DIXIS выкупила у компании "Максимус" 37 салонов сотовой связи в Москве и Подмосковье примерно за $200 тыс. Покупка "Техмаркета" – крупнейшая сделка и на российском рынке розничной торговли в целом. До этого на первом месте стояла сделка июля этого года: калининградскую сеть супермаркетов "Алтын" за $36 млн купил "Седьмой континент".

Благодаря покупке "Техмаркета", четвертого по величине в России сотового ритейлера, "Евросеть" превращается в крупнейшую в России и СНГ компанию розничной торговли. По итогам прошлого года совокупный оборот "Евросети" и "Техмаркета" составлял $1,23 млрд. Сотовые дилеры в сумме своих позиций всего на $70 млн отстали от крупнейшего российского ритейлера компании "Эльдорадо", торгующей бытовой техникой и электроникой. Оборот "Эльдорадо" в 2004 году составил $1,3 млрд. В то же время оборот розничных сетей нетелекоммуникационного профиля растет на 15-20% в год, тогда как у сотовых дилеров он увеличивается – на 40-50% (по итогам первого полугодия оборот "Евросети" составил $960 млн – столько же, сколько за весь 2004 год), так что объединенная сеть почти наверняка станет по итогам 2005 года ритейлером номер один по объемам продаж. По оценкам Марата Ибрагимова из "Уралсиба", оборот новой компании по итогам 2005 года составит $2,5 млрд. Алексей Кривошапко из UFG предполагает, что по итогам года у "Эльдорадо" объем продаж будет формально выше, чем у "Евросети",– $2,8 млрд, однако "из этого объема на собственные магазины 'Эльдорадо' придется около 55-60%, тогда как у 'Евросети' все магазины собственные".

И представители "Евросети", и аналитики отмечают, что основной актив "Техмаркета" – это торговые площади. "Москва по-прежнему привлекательный рынок, но уже полностью поделенный между ритейлерами – салонов связи нет разве что только в промзонах,– говорит Владислав Кочетков из инвестиционной компании 'Финам'.– А купив 'Техмаркет', 'Евросеть' получила 100-110 проходных мест, что позволит сделать ей рывок на столичном рынке".

Конкуренты "Евросети" комментируют сделку либо нейтрально, либо выделяют ее возможные уязвимые места. "Серьезного увеличения доли рынка 'Евросеть' не получит. По нашим оценкам, 'Техмаркет' в последнее время вел неэффективный бизнес,– говорит генеральный директор сети салонов связи 'Беталинк' Валерия Солок.– Кроме того, довольно много помещений 'Техмаркета' являются прямыми соседями 'Евросети' и, вероятнее всего, будут закрыты. Эта сделка вряд ли даст им серьезное преимущество". "Конкуренцию на региональных рынках покупка 'Техмаркета' не обострит – там эта сеть была представлена достаточно ограниченно,– отмечает руководитель службы по связям с общественностью компании DIXIS Татьяна Москалева.– А что касается Москвы, то компания позиционировала себя, в отличие от 'Евросети', не как дискаунтер. В представлении клиентов в 'Техмаркете' было выше качество обслуживания, товаров, не было очередей. Ребрэндинг 'Техмаркета' может отпугнуть от его бывших салонов часть покупателей. Формат 'Евросети' как дискаунтера не нравится многим высокодоходным покупателям".

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ, СЕРГЕЙ Ъ-КАНУННИКОВ

КоммерсантЪ