04.08.2005

«Евросеть» взяла «Техмаркет» за долги



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА, КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ, ПЕТР МИРОНЕНКО

Вчера стало известно, что сеть салонов связи "Евросеть" фактически купила четвертого игрока на рынке сотовых телефонов - "Техмаркет". Сумма сделки не называется, но аналитики полагают, что 157 салонов и торговая марка компании стоили в пределах $5 млн. Что совсем недорого - тем более если учесть, что, заплатив эти деньги, "Евросеть" заняла более трети рынка сотовых телефонов Москвы.

Впрочем, особых выгод для "Евросети" от этой сделки аналитики пока не видят.

"Мы расширили свою географию в Москве, так как во многих случаях салоны "Техмаркета" находятся в тех местах, где нет наших магазинов",- заявил председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин. По оценкам компании, в результате этой сделки "Евросеть" увеличит свою долю на столичном рынке на 6%, а по России - на 1%. Впрочем, по данным ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, "Техмаркет" контролировал не более 4,5% рынка продаж мобильных телефонов в Москве и 1-2% по России.

В "Техмаркете" отказываются от любых комментариев по поводу сделки. А в "Евросети" дают понять, что речь идет не о покупке компании, а лишь о приобретении 157 салонов и торговой марки сети. Пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева отказалась сообщить сумму сделки и прояснить вопрос относительно долгов "Техмаркета". По оценкам конкурентов, сумма долгов сети превысила $6 млн, из которых более $4 млн приходится на Siemens, $2,2 млн - на Motorola; кроме того, компания не успела вовремя погасить товарные кредиты Nokia, Alcatel и Pantech. Однако неизвестно, перешли ли эти обязательства новому владельцу. "Вопрос с возвратом кредита, выданного нашей компанией "Техмаркету", остается открытым,- заявила глава подразделения мобильных средств связи Motorola в России и СНГ Инга Чурашова.- В сложившейся ситуации все переговоры о возврате кредита ведут с "Техмаркетом" наши партнеры-юристы из немецкой компании AC-Tischendorf Faust & Partner и голландский страхователь рисков Atradius".

С учетом этого обстоятельства аналитики сильно расходятся в оценках суммы, которую могла заплатить "Евросеть" за "Техмаркет". Елена Саяпина из ACM-Consulting полагает, что бывшим владельцам "Техмаркета" бизнес перестал быть интересным, и они отдали его просто за долги.

А по данным Эльдара Муртазина, первоначально собственники "Техмаркета" предложили Чичваркину купить сеть за $2 млн, но после того как в процессе переговоров выяснился реальный размер долга, сумма упала до $1,3 млн. Впрочем, конкуренты оценивают сделку заметно дороже- в $3-5 млн, оговариваясь, правда, что к "Евросети" перешла часть долгов "Техмаркета". "Сумма сделки в данном случае может быть сильно занижена, фактически компанию взяли за долги. В сложившейся ситуации у "Техмаркета" просто не было другого выхода - компания спасала себя,- поделилась с "Бизнесом" мнением гендиректор "Беталинка" Валерия Солок.- Стоимость брэнда компании также не была учтена: "Евросеть" вряд ли собирается поддерживать марку "Техмаркета" и будет перекрашивать его салоны в свои желтосиние цвета". Впрочем, по словам Гуляевой, "Евросеть" намерена сохранить торговую марку "Техмаркет" как минимум в течение года.

При этом Солок сомневается, что эта сделка даст "Евросети" серьезное преимущество или позволит ей увеличить долю рынка, так как эффективность бизнеса "Техмаркета" в последнее время, по ее словам, "оставляла желать много лучшего". Логика "Евросети" не очень понятна и гендиректору "Цифрограда" Владимиру Пляко: "Они заявляли о намерении сократить число точек в Москве, которых слишком много, а теперь вдруг покупают крупную московскую сеть. Мне кажется, эта сделка пока не понятна ни одному из участников рынка".

Аналитики говорят, что "Техмаркет" занимал очень небольшую долю рынка, а розничный оборот компании в прошлом году, по оценке ACMConsulting, не превышал $61 млн. Сам глава "Техмаркета" Вадим Зеленкин осенью 2004 года заявлял, что средний оборот торговой точки в сети - $18-20 тыс. в месяц. Исходя из этого оборот 157 салонов "Техмаркета" не превышает $37,7 млн в год, что на порядок меньше оборота игроков первой тройки - "Евросети", Dixis и "Связного".

Эльдар Муртазин видит лишь один резон для "Евросети": за счет приобретения "Техмаркета" лидер рынка получает доходные места для салонов в Москве. "Исторически так сложилось, что у части салонов "Техмаркета" выгодное местоположение с большими площадями",- говорит он. Рынок Москвы сложился, и резко увеличить на нем долю можно только за счет покупкидругого игрока, соглашаются в Dixis.

Впрочем, пресс-секретарь Dixis Татьяна Москалева находит в этой сделке и положительные для своей компании стороны: высока вероятность, что целевая аудитория "Техмаркета" не вполне совпадет с аудиторией "Евросети", и часть постоянных клиентов предпочтет делать покупки в других сетях.

Деловая газета "Бизнес"