04.08.2005

Брэндовая идея. Как извлечь прибыль из "оранжевой революции"



Вчера Ъ сообщал о том, что Виктору и Андрею Ющенко принадлежат права на товарные знаки "оранжевой революции", зарегистрированные по разным классам товаров и услуг. Эксперты в области маркетинга и интеллектуальной собственности полагают, что семья Ющенко может использовать их в коммерческих целях. Впрочем, по их мнению, бизнес-привлекательность этих брэндов не слишком велика.

Как уже сообщал Ъ, Виктор и Андрей Ющенко зарегистрировали товарные знаки "Блок Виктора Ющенко", "Ющенко", "Виктор Ющенко", "В. Ющенко" (владелец Виктор Ющенко) и "Так! Ющенко" (владелец Андрей Ющенко), в семи разных классах товаров и услуг, начиная от печатной продукции и заканчивая операциями с недвижимостью. Пресс-секретарь Виктора Ющенко Ирина Геращенко подтвердила информацию о том, что брэнды "оранжевой революции" зарегистрированы на семью президента, однако при этом заявила, что это "делалось с целью, прежде всего, юридической защиты символики и брэндов от использования ее в 'грязных' технологиях". Между тем, информация о том, что собственником прав на символы революции является сын президента Украины Андрей Ющенко прозвучала из уст соратника Виктора Ющенко – заместителя председателя налоговой администрации Николая Катеринчука, когда он пытался объяснить журналистам источники доходов студента 3 курса Андрея Ющенко (Ъ сообщал об этом 2 августа).

Эксперты, опрошенные Ъ, подтвердили возможность использования символики революции в коммерческих целях. По мнению начальника юридического отдела компании "Интеллект – консалтинг" Ирины Тулубьевой, одного из ведущих специалистов в области авторского права, господин Ющенко может получить отчисления от производителей товаров с революционной символикой двумя путями: изготовитель может заплатить фиксированную сумму или регулярно отчислять процент с продаж – роялти, который может достигать 8%. При этом доходы господина Ющенко от использования революционных товарных знаков, по словам Ирины Тулубьевой, могут достигать "миллионов гривен". "Украина – одно из крупнейших государств Европы, а знаки революции в ней очень популярны, – поясняет она. – Другое дело, неизвестно, насколько быстро эти миллионы можно заработать".

О возможности использования в коммерческих целях вышеперечисленных товарных знаков говорят и специалисты по маркетингу. Однако, по их мнению, возможности символики оранжевой революции на потребительском рынке достаточно ограничены. По мнению директора брэнд-консалтинговой компании "Следопыт" Валентина Пустотина, эти символы относятся к числу так называемых краткосрочных брэндов, которые не живут долго. "По мере того, как ореол полностью правильного выбора, сделанного полгода назад, будет меняться, будет изменяться и привлекательность этой символики", – заявил господин Пустотин. По его мнению, активные поклонники оранжевой революции являются потребителями многих групп товаров, но это не означает, что такая продукция может продаваться долго или иметь значительную дополнительную стоимость.

Практически аналогичную точку зрения высказал и директор агентства Brande Aid Валентин Перция. По его мнению, такая символика может подходить для того, для чего, собственно говоря, оранжевый цвет создавался: для туризма, каких-либо путешествий". "Но я не могу представить людей, которые будут покупать продукт только потому, что это любимый политик. Здесь можно вспомнить водку 'Горбачевку', была водка 'Ельцин', а теперь мало кто их помнит", – говорит господин Перция.

Ъ выяснил, что другие популярные символы оранжевой революции, например, "Пора" и "Свободу не спыныты", также зарегистрированы как товарные знаки. Однако их пока не пытались использовать для получения коммерческой прибыли. Лидер партии "Пора" Владислав Каськив оформил права на марку "Пора" в апреле 2004 года, почти за год до президентских выборов". В августе 2004 года советом "Поры" было принято решение о том, что брэнд и логотип "Пора" может свободно использовать каждый, кто поддерживает интересы партии и отстаивает ее взгляды. "Во время революции были случаи, когда нам звонили производители сувенирной продукции и просили разрешение на использование нашей символики. Мы давали разрешение, но это был вопрос совести, а не материальный вопрос. Никакой прибыли и никаких дивидендов от использования брэнда "Пора" мы не получили. Впрочем, после регистрации "Поры" как политической партии, которая может принимать участие в выборах, это решение необходимо пересмотреть. Брэнд "Пора" очень популярен и его можно было бы использовать в коммерческих целях", – заявил господин Каськив.

Вопрос об авторских правах на символику революции был поднят после заявления Николая Катеринчука, слова которого предполагали, что Андрей Ющенко вполне обеспеченный человек благодаря тому, что на него зарегистрированы символы революции. Ситуация на рынке говорит об обратном. Таким образом, вопрос об источниках доходов Андрея Ющенко пока остается открытым.

ИВАН Ъ-ТЯЖЛОВ, РОМАН Ъ-КОСТРИЦА

КоммерсантЪ - Украина