Мало не покается. Правительство готовит амнистию капиталовС 1 января 2006 года в России начнется амнистия капиталов физических лиц. Правительство предлагает гражданам в короткие сроки задекларировать свои средства, полученные до 1 января 2005 года, перевести их в российские банки и заплатить 13%. Соответствующий законопроект уже в четверг будет рассмотрен на заседании правительства. Однако амнистия может обернуться против самих амнистируемых. Капитальная амнистия Формально Минфин, подготовивший законопроект об амнистии капиталов, выполнил то, что предписал президент весной этого года в послании Федеральному собранию: "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки". Именно такую схему и подготовил Минфин. Гражданам предлагается в срок с 1 января по 1 июля 2006 года задекларировать свои средства, полученные до 1 января 2005 года, перевести их в российские банки, заплатить 13% и спать спокойно. Но, как удалось выяснить Ъ, уже есть желающие развить амнистию за рамками обещанного президентом. И не где-нибудь, а по соседству с президентом в его администрации. По словам источника Ъ в этой организации, есть план развить амнистию капиталов на "амнистию имущества". Речь идет о том, что владельцу недвижимости придется доказывать, что она приобретена на деньги, с которых уплачены все налоги. Другими словами, налицо возврат к контролю за расходами граждан, который был отменен в 2004 году. Проблема, правда, в том, что без закона о контроле за расходами неясно, кто и на каком основании будет выяснять происхождение у граждан тех или иных объектов недвижимости. Этот пробел должен быть закрыт, если "амнистия имущества" будет прописана в новом законе. Его концепцию правительство собирается обсудить 11 августа. Риски амнистируемых Даже и без довеска в виде амнистии имущества предложения Минфина не могут не вызвать опасений у потенциальных амнистируемых. Закон "Об отмывании доходов, полученных преступным путем" никто не отменял. А значит, все банковские операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, обязательно попадут в поле зрения финансовых разведчиков. А те, в свою очередь, будут просто обязаны довести начатое дело до конца, то есть проверить амнистируемого под микроскопом а не оставил ли он еще незадекларированных капиталов в каком-нибудь офшоре. Если к тому же идея кремлевских администраторов о распространении амнистии и на имущество станет явью, то амнистируемый перед явкой с повинной должен будет принять твердое решение: если уж декларировать, то все капиталы и в Швейцарии, и на Северном Кипре, замки на Лазурном берегу и дачи на Рублевке. Ясно, что налоговая индульгенция будет выдаваться налогоплательщику только на ту сумму, которую тот сам укажет. И если амнистирующие сочтут, что амнистируемый покаялся не во всех грехах, ему будет только хуже. Из сказанного можно было бы сделать вывод, что у амнистии мало шансов что-либо изменить. Но такой вывод неправилен. Амнистирующие рассчитывают, конечно, на явку не олигархов, владельцев заводов, газет и пароходов, а тех, кто не уверен в том, что заработная плата платится им по закону, то есть с уплатой всех причитающихся налогов. События вокруг ЮКОСа, зарплатами всех сотрудников которого Генпрокуратура уже заинтересовалась (см. Ъ от 8 августа), учат, что, хотя зарплатными схемами грешат работодатели, при желании претензии можно предъявить и получателю такой зарплаты. А значит, амнистия приведет к тому, что с 2 июля 2006 года стук в "органы" станет более учащенным. И стучать прежде всего будут работники на своего работодателя. Риски амнистирующих "Все понимают, что вопрос возврата денег в экономику это прежде всего вопрос доверия граждан государству. При нынешнем состоянии доверия можно предлагать любые схемы амнистии, и ни одна работать не будет. Более того, очередное благое предложение может превратиться в свою противоположность в дубину давления на налогоплательщиков", считает зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. По его словам, амнистия сработает и станет "действительно эффективным инструментом", только если будут исполнены и другие идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию. В первую очередь это касается упорядочения проверочной деятельности налоговиков. Пока, напомним, поправки оптимизма налогоплательщикам не внушают, что никак не добавляет доверия и к государству в целом. Источник Ъ в президентской администрации, наоборот, уверен в том, что амнистия это как раз то, что может смягчить предпринимательский климат в стране: "Существует ряд вещей, которые могут вернуть доверие налогоплательщика государству, и амнистия одна из таких мер". "В этой норме больше политики, чем экономики, потому что послание политическое, а не экономическое. Вреда от такой меры не будет точно, а политически это неплохой сигнал", считают в администрации. "Идея, конечно, хорошая, но я сомневаюсь, что это будет рабочий механизм", заявил Ъ об идее амнистии зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. Он уверен, что "если кто-то будет задавать вопросы и выяснять происхождение декларируемых средств, никто амнистироваться не захочет". С коллегой согласен председатель Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин, по его словам, схема Минфина нуждается в проработке на предмет того, "чтобы она не стала приманкой для простаков". "Надо, чтобы правительство в лице Минфина дало гарантии, что это не будет использоваться для вывода на чистую воду недобросовестных налогоплательщиков", заявил он. Срок данности Амнистия капиталов приведет не только к тому, что российские граждане будут стучать чаще и громче. У нее будет еще одно важное следствие. Власть, отдавая себе отчет в том, что желающих воспользоваться амнистией будет немного, идет на этот шаг для того, чтобы начать взаимоотношения с налогоплательщиком с чистого листа. Страница ЮКОСа перевернута, всем дали время и возможность для того, чтобы не просто извлечь уроки, но и воспользоваться амнистией. Это значит, что со 2 июля налоговики, которые останутся теми же, что и сейчас, то есть, по существу, силовиками, получат и моральное право взять в разработку любого налогоплательщика. И если удастся найти следы налоговой оптимизации (в чем сомневаться не приходится), то у них появится козырь, которого сейчас нет, всем был предоставлен шанс исправиться. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о сроке давности по налоговым преступлениям. В Налоговом кодексе он ограничен трехлетним периодом. Однако напомним, после определения Конституционного суда от 14 июля 2005 года (см. Ъ от 15 июля) этот срок распространяется только на тех, кто не препятствовал осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки; при желании налоговики смогут всех, кто, например, в срок не предоставил запрошенный документ при том, что у налогоплательщика его вовсе не было или срок был совершенно не реален, преследовать хоть всю оставшуюся налогоплательщику жизнь. В США регулярно проводятся амнистии доходов физических лиц на уровне отдельных штатов. Всего с 1982 года было проведено более 80 местных амнистий. Обычно они длятся два-три месяца и затрагивают все подведомственные штату налоги. Ряд штатов, например Аризона (в 1982 году), Калифорния (1984), Айдахо (1983), Оклахома (1984) и Техас (1984), амнистировали только подоходный налог. Главной целью амнистий в США является не получение разовых сборов, а увеличение числа налогоплательщиков. С января 1988 года в Ирландии проходила десятимесячная акция по уплате задолженностей по подоходному налогу, ставшая одной из самых удачных налоговых амнистий в мире. Гражданам было предложено выплатить долги без штрафных санкций. В результате доходы бюджета увеличились на $750 млн (в 15 раз больше планируемых $50 млн), что составило 2,5% ВВП и позволило покрыть бюджетный дефицит. В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно, с периодичностью примерно раз в 10 лет. Последняя проходила с июля по декабрь 1997 года и касалась как юридических, так и физических лиц. Ставка налога для декларируемых гражданами средств составила 30%. В амнистии приняли участие 466 тыс. налогоплательщиков. Были декларированы активы в $8,2 млрд, приобретенные на ранее скрытые доходы. Бюджет получил около $2,5 млрд при плане в $1 млрд. В апреле 2001 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ, согласно которому все граждане могли легализовать незаконно нажитые капиталы, перечислив их на спецсчета местных банков. За легализацию, на которую отводилось 30 дней, не нужно было платить никакого налога. Налоговики, чтобы подтвердить серьезность намерений, даже уничтожили декларации о доходах физических лиц за 1995-2000 годы. При ожидаемых $500 млн было легализовано $480 млн. В Бельгии последняя налоговая амнистия прошла в 2004 году. Граждане могли легализовать капиталы и акции, размещенные на счетах зарубежных банков и на биржах. Бельгийцы могли либо подать декларацию и заявить о наличии денежных средств, либо инвестировать их в экономику ЕС не менее чем на три года. В первом случае уплачивался налог в размере 9%, во втором 6%. Результатом стал возврат в страну €495 млн (ожидалось €800 млн). В Италии налоговые амнистии довольно регулярны. Например, акция по легализации теневых капиталов проходила в стране в 2002-2004 годах. Граждане страны, пожелавшие вернуть на родину сбережения из зарубежных банков, могли сделать это, уплатив государству 2,5% от суммы перевода. Таким образом, только в 2002 году в страну вернулось около $55 млрд. Одним из косвенных результатов амнистии называют увеличение в 2003 году числа долларовых миллионеров в стране на 13,25% до 188 тыс. человек. Игорь Юргенс, первый вице-президент ИК "Ренессанс Капитал", вице-президент РСПП: Это пропагандистская акция, нежели экономическая мера. Государство стремится навести порядок в стране и улучшить инвестиционный климат, но немногие рискнут таким образом задекларировать свои средства. А рядовым сотрудникам это вообще до фени. Алексей Кондауров, депутат Госдумы, бывший начальник аналитического управления ЮКОСа: Можно напугать граждан и создать всеобщую атмосферу страха. А как иначе это объяснить, если власть путает нелегальные доходы с вполне легальными. За оптимизацию можно возбудить дела против всех сотрудников любой компании. Выплаты зарплат по страховкам, насколько я знаю, были вполне легальными, и никто из нормальных людей не пойдет в бухгалтерию проверять, правильно ли работодатель перечисляет за него налоги. Если делом Ходорковского власть запугала бизнес, то теперь хочет запугать остальных граждан, и новое обвинение против юриста ЮКОСа Бахминой станет примером. Евгений Киселев, бывший главный редактор газеты "Московские новости", бывший гендиректор НТВ: Правительство выполняет поручение президента Владимир Путин говорил об этом в послании. Но я не думаю, что найдутся безумцы, которые задекларируют свои капиталы, вывезенные за границу, так как они мгновенно попадут в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу. После дела ЮКОСа и других налоговых разбирательств, в такие игры никто играть не станет. А доходы людей, покупающих недвижимость в несколько сотен тысяч долларов, вряд ли будут в этом плане интересовать государство. Дмитрий Маркаров, первый замгендиректора компании "Росгосстрах": Наверное, таким образом хотят вернуть деньги в экономику. В других странах, где прибегли к подобным мерам, это сработало, надеюсь, сработает и в России. Леонид Синельников, председатель совета директоров компании "БАТ-Ява": Правительство пытается стимулировать приведение в соответствие доходов и налогов граждан, вернуть ушедшее от государства. Но это мало что даст. Возможна еще одна цель столкнуть лбами работников и работодателей. Но я не думаю, что органы начнут гоняться за неплательщиками. Когда установили единую шкалу подоходного налога в 13 процентов, это многих окрылило, люди перестали использовать черные и серые схемы, начали вкладывать деньги в нашу экономику, надеясь, что так пойдет и дальше, но это не подтвердилось. Артем Тарасов, предприниматель, первый легальный советский миллионер: Это делается для демонстрации активности и составления бодрых рапортов. Но это будет еще одна неудачная попытка вернуть вывезенный капитал. Обещают освобождение капиталов от наказания, но капиталы уже освобождены, поскольку вывезены, а здесь никаких дальнейших гарантий никто не дает. И главное не предоставляет более выгодных условий. Сергей Пенкин, певец: Хотят вернуть деньги в бюджет, улучшить имидж государства и привлечь внимание к богатым. Но до тех, у кого есть яхты и виллы на Канарах, все равно не доберутся, а страдать будет народ. Меня налоговая тема не пугает, у меня все по закону, а "откаты" бывают у тех, кто часто мелькает на ТВ и выступает на частных мероприятиях. КоммерсантЪ |
|