09.08.2005

Когда рядом нет друзей. Доля кредитных карт в России достигла 20%



МАРИНА БОЖКО


Население давно привыкло брать в долг под проценты. По данным исследований международных платежных систем, количество пластиковых карт с кредитными возможностями в этом году достигло 5 млн, что составляет около 20% от всех пластиковых карт. Рынок кредиток растет опережающими темпами, и, по мнению банкиров, в ближайшие два-три года их число может увеличиться втрое.
По данным Mastercard, к концу первого квартала российские банки выпустили в общей сложности 9,7 млн карт этой системы. Объем эмиссии карт Visa в России, по данным этой платежной системы, достиг 17 млн карт. По данным исследования Visa, в России всего эмитировано около 5 млн карт с кредитными возможностями. Поскольку Visa и Mastercard занимают львиную долю рынка кредитных карт в России, общую долю кредитных карт можно оценить в 18,5% от всего объема эмиссии.
Пресс-служба российского представительства Mastercard не может предоставить данные о количестве кредитных карт системы, но утверждает, что по сравнению с первым кварталом прошлого года число выпущенных кредиток увеличилось на 169%. Для сравнения: прирост числа выпущенных дебетовых карт составил лишь 76% по сравнению с первым кварталом прошлого года. "Сбываются наши обещания по программе револьверных карт. Их активный выпуск уже начала группа банков-лидеров по эмиссии",- говорит глава представительства Mastercard в России Андрей Королев.
Развитию рынка кредитных карт послужил возрастающий интерес населения к заемным деньгам. Важную роль в продвижении услуг потребительского кредитования сыграло вступление в силу с начала 2005 года поправок в Налоговый кодекс, которые дали возможность банкам вводить льготный период погашения. "Именно изменение налогового статуса этого периода поставило кредитные карты в преимущественное положение по сравнению с другими кредитными продуктами",- считает начальник управления банковских карт Межбизнесбанка Наталья Карачевцева. На сегодня многие банки предлагают длительный срок беспроцентного использования заемных средств. Например, у Альфа-банка он составляет 60 дней. Однако средние кредитные ставки по-прежнему остаются выше ставок по потребительским кредитам: 14-28% в рублях и 16-20% в валюте.
По данным Mastercard, средние расходы держателей кредитных карт составляют около 8,5 тыс. руб. в месяц - столько они ежемесячно занимают у банков. При этом четверть заемщиков предпочитают брать в долг в наличных. Остальные чаще всего используют кредитные карты в супермаркетах (73%), приобретают электронику и бытовую технику (23%), одежду и обувь (21%). 13% держателей кредитных карт используют их, чтобы расплатиться в кафе или ресторане (поужинать в долг).
Банкам есть за что побороться: на потребительские расходы россияне тратят $190-200 млрд в год. По данным ЦБ, в 2004 году объем выданных банками потребительских кредитов превысил $20 млрд. При этом, по данным исследования Visa, в потребкредитах нуждаются 72% россиян. Нужда в заемных деньгах стимулировала развитие рынка кредитных карт. А помогли в этом крупнейшие торговые сети. Банки, изначально строившие свой бизнес на работе с торговыми предприятиями, стали лидерами рынка. "Их положение на рынке обеспечил накопленный опыт выпуска и обслуживания карт с предоставлением кредита в форме овердрафта и розничного кредитования",- отмечает Карачевцева.
Еще одним залогом успешной борьбы за клиента являются банковские технологии. Их развитие помогает банкам быстро реагировать на запросы клиентов и сокращать срок выдачи кредитных карт. Например, ряд банков предлагают оформление кредитной карты через интернет, почту и даже по телефону. Минимальные сроки выпуска карт варьируются от 20 минут до дня. Максимальный срок на принятие решения ограничивается в Ситибанке одним месяцем.
По словам начальника управления поддержки розничного бизнеса Оргэсбанка Дмитрия Лебедева, кредитные карты скоро будут преобладать на рынке потребкредитования. "Гораздо удобнее иметь дополнительное платежное средство под рукой",- говорит он. По оценке Карачевцевой, в ближайшие два-три года рынок кредитных карт вырастет в два-три раза. Первый заместитель председателя правления Росбанка Владимир Голубков считает, что кредитные карты в России могут стать очень популярными. Он приводит в пример Турцию и Египет, где при низком уровне доходов на душу населения доля кредитных карт составляет 72-75% от общего числа выпущенных банковских карт.


Деловая газета "Бизнес"