Рекламе прописали ЕНВД. Что изменилось для рекламных агентств с принятием поправок в НК?Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ расширен список видов деятельности, подпадающих под вмененный режим налогообложения, который пополнился еще одним – деятельностью по размещению и распространению наружной рекламы. Размер единого налога для рекламодателей оказался немаленьким. Кроме того, такие рекламодатели становятся нежелательными партнерами, поскольку они не платят НДС и клиент не может его возместить. Если организация помимо наружной рекламы осуществляет и другие виды деятельности, ей придется вести раздельный учет. Однако эти новшества касаются только ограниченной категории рекламщиков. Признаки рекламной деятельности, с которой нужно платить единый налог, ограничены, а также не во всех регионах деятельность по распространению и размещению рекламы включили в состав подпадающих под ЕНВД (например, в Санкт-Петербурге такая деятельность не подлежит переводу на «вмененку»). Платить ЕНВД теперь будут организации и предприниматели, которые с помощью средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств) доводят до потребителей рекламную информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и рассчитанную на визуальное восприятие (ст. 346.27 НК РФ). То есть, под ЕНВД подпадают только стационарные, непосредственно связанные с недвижимым имуществом (землей, зданиями, строениями, сооружениями) технические средства. То есть с размещения рекламы на наземном транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, такси), а также на киосках, прочно несвязанных фундаментом с землей и неподсоединенных к инженерным коммуникациям (письмо Минфина России от 29.10.2004 № 03-06-05-02/13), платить ЕНВД не надо. Рекламные носители в торговых комплексах, магазинах, вестибюлях и эскалаторах метрополитена закреплены на неподвижном основании, но расположены они внутри помещений, а не снаружи. Следовательно, они не относятся к объектам, размещение информации на которых подпадает под ЕНВД (письмо ФНС России от 01.02.2005 № 22-1-12/089). Информация должна быть рассчитана на неопределенный круг лиц, поэтому рекламодатели могут доказать, что их рекламная информация нацелена на определенную аудиторию. Новая редакция ст. 346.27 НК РФ сформулирована не четко. Под ее формулировку подпадает деятельность как рекламных агентств, так и их клиентов. Возникает вопрос: что же будет с рекламой своей продукции или услуг? Точки зрения налогового и финансового ведомств совпали: вмененный спецрежим относится только к деятельности, которую фирма осуществляет в интересах других организаций (письмо Минфина России от 29.10.2004 № 03-06-05-02/13, письмо ФНС России от 10.11.2004 № 22-0-10/1760). Ст. 346.26 НК РФ предусматривает распространение ЕНВД только на предпринимательскую деятельность, признаки которой указаны в ст. 2 ГК РФ, а реклама собственной продукции (товаров, работ, услуг, идей и начинаний) к предпринимательской деятельности не относится и ЕНВД на нее не распространяется. Возникает вопрос, связанный с арендованными рекламными носителями. Фирма обязана платить ЕНВД и с арендованных средств наружной рекламы (письмо ФНС РФ от 10.11.2004 № 22-0-10/1760). Исходя из самой сути единого налога на вмененный доход, агентство, передающее рекламные площади в аренду, не учитывает их для целей ЕНВД, так как не использует эту часть площади в своей деятельности (письмо Минфина России от 07.05.2004 № 04-05-12/25). Арендатор же обязан платить ЕНВД, только если размещает информацию о сторонних организациях. Эта позиция позволяет рекламщикам уйти от ЕНВД, если применение спецрежима для них невыгодно, что подтверждается Минфином (письмо Минфина России от 27.12.2004 № 03-06-05-04/97). Не попадает под систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность посреднических рекламных агентств (письмо Минфина России от 14.04.2005 № 3-06-05-4/95). У плательщиков ЕНВД возникают проблемы с постановкой на учет, особенно у рекламораспространителей, чьи рекламные носители могут располагаться в разных частях города и их может быть много. Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ обязывает вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД по месту своей деятельности только в том случае, если они не зарегистрированы ни в одной инспекции этого субъекта РФ. Однако специалисты налогового ведомства считают, что плательщики ЕНВД должны вставать на учет и отчитываться в каждой инспекции, на территории которой ведут свой бизнес (письмо МНС России от 12.11.2004 № 22-2-14/1787). Вмененный доход налогоплательщика, занимающегося распространением или размещением наружной рекламы, определяется как произведение базовой доходности и физического показателя (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Физический показатель всегда один – площадь информационного поля в квадратных метрах, а значение базовой доходности изменяется в зависимости от вида рекламного носителя. Величину физического показателя фирма должна основывать на документах (ст. 346.27.НК РФ). О рекламных услугах в НК РФ ничего не сказано. Евгения Баталина, аудитор, коммерческий директор ООО «Альянс-Аудит» Деловой Петербург |