10.08.2005

Джорджу Бушу не удастся ограничить импорт нефти. Российской нефти в Америке больше не станет



В понедельник Джордж Буш подписал готовившийся четыре года закон об энергетике. Цель – сократить импорт нефти. Западные аналитики считают, что американский импорт, напротив, возрастет. Россия воспользоваться этим не сможет.
Джордж Буш промахнулся Сейчас больше половины потребляемой в Америке нефти ввозится из-за рубежа (а к 2025 году, если все пойдет как сейчас, Америка будет зависеть от импортной нефти почти на 70%). При этом не менее 25% поставок приходится на страны ОПЕК. Между тем, как заявил лидер сенатского большинства Билл Фрист, "пока более половины нашего нефтепотребления обеспечивают другие страны, наша национальная безопасность просто находится под угрозой". И вот подписан новый закон, согласно которому в ближайшие десять лет на национальную энергобезопасность США израсходуют от $12 млрд до $66 млрд в зависимости от того, как пойдут дела. Предполагается субсидировать собственную нефте- и газодобычу. Американские нефтяники получат из бюджета $3,6 млрд на геологоразведку и плюс к этому налоговых льгот на $2,8 млрд. Американский потребитель тоже сможет получить налоговую льготу в размере $3 тыс., если купит так называемую гибридную машину, двигатель которой работает не только на углеводородном сырье, но и на электричестве (кстати, 64% американского рынка таких машин сейчас приходится на японскую фирму Toyota). А потребитель, который установит в своем доме систему для нагревания воды с помощью солнечной энергии (если только речь не идет о нагревании плавательного бассейна), получит налоговый кредит в $2 тыс.

Американские НПЗ, согласно новому закону, для сокращения импорта нефти должны к 2012 году увеличить использование этанола (этиловый спирт) при производстве бензина на 8 млрд галлонов (один галлон – примерно 3,4 литра) в год, что неизбежно будет стимулировать американских производителей зерновых и картофеля, а также компанию ADM, крупнейшего американского производителя этанола.
Закон Буша предусматривает множество мер государственного вмешательства в экономику в интересах национальной нефтяной безопасности. Эти меры, конечно, слабо согласуются с идеалами свободного рынка. Как заметил конгрессмен-демократ Эдд Марки, "сейчас Адам Смит вертится в гробу так быстро, что вполне может считаться источником энергии и заслуживать субсидирования по новому закону".

Российские граждане, к сожалению, не могут получать налоговые льготы от американского правительства при покупке водонагревательных систем на солнечной энергии. И гибридных машин российский автопром не производит. А вот основная идея закона Буша – о сокращении импорта нефти – Россию чрезвычайно интересует. Потому что ее волнуют и возможные объемы поставок нефти на американский рынок, и в более широком смысле мировые цены на нефть, на которые новый закон вполне может повлиять. Потому что если США, крупнейший в мире потребитель нефти, действительно начнет потреблять ее меньше, то мировые цены заметно упадут. Может Россию заинтересовать и тот пункт закона, где говорится о госфинансировании геологоразведки. Дело в том, что сейчас ведутся переговоры об участии американских компаний в разработке российской части арктического шельфа. Вполне возможно, что часть этих обещанных законом средств власти США разрешат своим нефтяникам освоить на российском шельфе. Западные аналитики, комментируя новый американский закон, выражают сомнение в том, что потребление нефти в США в ближайшие годы снизится настолько существенно, чтобы оказать серьезное влияние на уровень мировых цен. Впрочем, теоретически они все же допускают, что потребление упадет и цены снизятся. Однако, как ни парадоксально, в таком случае зависимость Америки от импортной нефти только возрастет, потому что при сокращении потребления нефти прежде всего с рынка уходит нефть, добываемая с большими издержками. А другой нефти в Северной Америке уже почти не осталось. Наиболее перспективными считаются месторождения в штатах Юта, Вайоминг, канадской провинции Альберта и Мексиканском заливе. Везде средняя себестоимость составляет $15 за баррель. Разительный контраст с издержками в Саудовской Аравии и Иране, где добыть баррель стоит ровно в десять раз дешевле – $1,5. Таким образом, потребление сократится за счет американской нефти, а доля импорта в США только возрастет.

Российская нефть не попадет на американский рынок Можно считать, что перспективы российской нефтедобычи от нового американского закона не ухудшились, а улучшились, потому что в России издержки нефедобычи (около $8-10 за баррель) хотя и выше иранских, но ниже североамериканских. И российская нефть вместе с ближневосточной имеет шансы занять американский энергосберегающий рынок. Вопрос, конечно, в том, как российскую нефть доставить в США. Ближневосточная нефть завозится туда супертанкерами, и добывается она рядом с портами. Поставки же из России возможны сейчас только с Сахалина. Дело за тем, чтобы проекты Сахалин-1 и 2 приобрели наконец промышленные масштабы. Не случайно на Сахалине уже представлен американский нефтегигант Exxon Mobil. В перспективе можно использовать и балтийские порты. Хотя Балтийская трубопроводная система строилась с расчетом на поставки в Европу, ЛУКОЙЛ уже собирается поставлять в американские порты до 10 млн тонн нефтепродуктов в год из недавно открытого балтийского порта Высоцк. Наконец, регулярные поставки в США могли бы обеспечить порты, построенные в незамерзающем Баренцевом море. В свое время ряд крупных российских нефтекомпаний, включая ЮКОС, предлагали на свои деньги протянуть новый нефтепровод из Западной Сибири до Мурманска. Там же собирались построить и крупные нефтетерминалы.

В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной экс-премьером Михаилом Касьяновым 28 августа 2003 года, говорится: "Стратегически важным является укрепление позиции России на мировом нефтяном и газовом рынках, с тем чтобы в течение предстоящего двадцатилетия максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭКа и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны, оставаясь стабильным и надежным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. Новым фактором в период до 2020 года будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечение международной энергетической безопасности". США в российской стратегии упомянуты разве что в небольшом абзаце, где говорится о необходимости ведения с ними энергетического диалога. Разработчики стратегии явно не относили США к числу важнейших покупателей российской нефти. Хотя тот же ЮКОС уже тогда рассматривал американский нефтерынок как весьма привлекательный. Но тогда на планах частных компаний, связанных с новыми портами нефтепроводами, фактически поставили крест. Государство просто запретило строить частные нефтепроводы, и Мурманску не удалось стать нефтеналивным портом.

Таким образом, даже если допустить, что американский закон приведет не к снижению, а к росту импорта нефти в США (пусть и по более низким ценам), Россия не будет готова этим воспользоваться по чисто техническим и внутриполитическим причинам.

КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ, СЕРГЕЙ Ъ-МИНАЕВ

КоммерсантЪ