10.08.2005

Американцы ищут в Минфине управу на АЛРОСА



Как стало известно Ъ, АЛРОСА намерена кардинально пересмотреть условия сотрудничества с американской компанией Lazare Kaplan International (LKI), которая еще недавно рассматривалась Россией в качестве альтернативы De Beers. Российский алмазный монополист усомнился в эффективности контракта, заключенного с LKI в 1996 году, и решил провести его аудит. В ответ глава совета директоров LKI Морис Темпельсман направил письмо на имя курирующего отрасль министра финансов Алексея Кудрина, предложив ему выступить в качестве арбитра.

Lazare Kaplan International (LKI) – одна из крупнейших в США компаний, специализирующихся на производстве и оптовой продаже бриллиантов. Созданная в 1903 году в Антверпене (Бельгия), LKI в 1937 году стала членом Американского общества производителей бриллиантов. С 1972 года акции LKI котируются на Американской фондовой бирже. Как стало известно Ъ, в середине июля председатель совета директоров LKI Морис Темпельсман направил министру финансов РФ Алексею Кудрину письмо, в котором выразил недоумение планами АЛРОСА пересмотреть условия договора о совместной огранке алмазов. Господин Темпельсман утверждает, что вопреки утверждениям нынешнего руководства АЛРОСА контракт десятилетней давности по-прежнему является выгодным для российской стороны. Он приводит свои финансовые расчеты и предлагает господину Кудрину, возглавляющему наблюдательный совет АЛРОСА, сделать собственные выводы.

Речь идет о заключенном в 1996 году договоре о совместной огранке в Москве алмазов весом свыше 2 карат на сумму $45 млн ежегодно с последующей совместной продажей бриллиантов в США. При этом LKI фактически обеспечила обслуживание до сих пор не полностью погашенного кредита американского Eximbank на сумму $65 млн. Часть прибыли от контракта с LKI АЛРОСА перечисляла в Eximbank в счет погашения кредита. По данным Ъ, именно Морис Темпельсман пролоббировал выделение этого кредита, использовав свое влияние в политических и финансовых кругах США.

Вчера в Минфине Ъ подтвердили факт получения письма господина Темпельсмана. "Действительно, такое письмо было получено. О результатах его рассмотрения лично мне пока ничего не известно. Однако я не вижу ничего необычного в том, что заключенные контракты могут быть спустя какой-то период проанализированы на предмет их эффективности в нынешних условиях",– заявил вчера Ъ пресс-секретарь Алексея Кудрина Геннадий Ежов.

Сама идея пересмотреть условия контракта с LKI появилась у АЛРОСА весной. "Нынешнее руководство компании не устраивает сложившаяся практика поставок крупных алмазов в адрес LKI. В результате только на десятикаратниках АЛРОСА зачастую теряет до 30-40% прибыли",– утверждает источник Ъ в АЛРОСА. Более того, с недавних пор алмазы такой величины российское законодательство предписывает продавать только на аукционах. Для LKI же делалось исключение: все эти годы она могла выбирать самое лучшее сырье до выставления его на аукцион.

Разногласия между АЛРОСА и LKI вряд ли привлекли бы к себе столь пристальное внимание, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что еще недавно АЛРОСА рассматривала американскую компанию в качестве реальной альтернативы De Beers. Напомним, в 2003 году АЛРОСА предложила Еврокомиссии план постепенного выхода из договора с De Beers путем создания собственного вертикально интегрированного бриллиантового бизнеса. Согласно этому плану, новым стратегическим партнером для АЛРОСА должна была стать как раз LKI (см. Ъ от 15 июля 2003 года). Однако этот план так и не был реализован. И вот теперь АЛРОСА и вовсе может отказаться от проекта по огранке с LKI. В настоящий момент АЛРОСА проводит его аудит, который планирует завершить в конце августа – начале сентября.

Пикантность ситуации придает тот факт, что господина Темпельсмана, по сведениям Ъ, уведомили о происходящем всего через несколько дней после его поездки в Архангельск, где Алексей Кудрин лично открыл первую очередь ГОКа на Ломоносовском месторождении алмазов (см. Ъ от 29 июня). Глава LKI был приглашен на открытие в качестве почетного гостя и, по мнению источника Ъ из его окружения, был совершенно уверен в том, что после этого конфликт с АЛРОСА можно считать исчерпанным. "Если АЛРОСА решит отказаться от сотрудничества с LKI, это станет серьезным ударом по имиджу последней, и, чтобы этого избежать, Темпельсман решил призвать в арбитры министра Кудрина",– считает он.

Впрочем, на рынке уверены, что Морис Темпельсман вряд ли ограничится жалобами в Минфин, если ситуация зайдет в тупик. Один из самых влиятельных диамантеров способен серьезно испортить репутацию АЛРОСА на американском рынке. Между тем на США приходится более половины мировых продаж изделий с бриллиантами. Получить какие-либо комментарии со стороны LKI Ъ вчера не удалось: мобильный телефон Романа Пипко, представляющего интересы компании в Москве, весь день был выключен. В АЛРОСА от комментариев категорически отказались под тем предлогом, что не могут обсуждать чужую переписку.// Ъ будет следить за развитием событий.

ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

КоммерсантЪ