Дело о подделках. Ужесточение наказания может остановить контрафакт
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА
Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена ужесточить контроль за контрафактной продукцией, доля которой в отдельных секторах рынка составляет от 30% до 90%. По мнению экспертов, исключительно своими силами таможенники не смогут решить проблему, для более эффективной борьбы с контрафактом необходимо законодательно ужесточить наказания за этот вид нарушений.
«По закону, к контрафактной продукции относится любая продукция, ввезенная на территорию России без согласия правообладателя. Иными словами, тот же телевизор, ввезенный для продажи без специального разрешения производителя, является контрафактным. Поэтому практически все отрасли экономики сегодня страдают от контрафакта»,— сообщил «Бизнесу» руководитель комитета «ОПОРЫ России» по таможенному регулированию Александр Пляцевой.
По официальным данным, доля контрафактной продукции в ряде секторов российского рынка составляет от 30% до 90%. При этом нередко контрафактный товар одновременно является еще и фальсификатом, то есть содержание товара не соответствует тому, что указано на его упаковке. Торгово-промышленная палата (ТПП) оценивает общий объем контрафакта в России в $4–5 млрд в год. По словам президента ТПП Евгения Примакова, самая значительная доля пиратской продукции представлена на российском рынке аудио- и видеотоваров (70–80%), однако в последние годы доля такой продукции возросла и в сфере товаров народного потребления.
«Диапазон контрафакта достаточно широк. В основном это, конечно, аудио- и видеопродукция, причем как по импорту, так и по экспорту. Также очень много спортивной одежды и обуви. Присутствуют алкогольные и кондитерские товары. Были случаи, когда задерживались и запчасти к компьютерам, автомобилям,— рассказывает „Бизнесу” начальник отдела по контролю за перемещением объектов ФТС Сергей Шурыгин.— На практике подделывают все: жвачки, карандаши, зажигалки».
От контрафакта страдают и государство, и производитель, и потребитель. «Контрафактная продукция наносит бизнесу огромный вред в виде недополученных доходов правообладателями, то есть производителями. Кроме того, контрафакт играет на понижение рентабельности торговых компаний, реализующих легальные товары»,— говорит Александр Пляцевой.
По статистике, 96–98% контрафакта поступает в Россию из стран дальнего зарубежья, в основном из Юго-Восточной Азии: Китая, Таиланда и Малайзии, до 2% поставляют страны СНГ.
«С каждым годом возрастает роль таможенных органов по защите отечественного рынка от такой продукции. За полтора года действия нового Таможенного кодекса усилился контроль за соблюдением прав на интеллектуальную собственность при пересечении границы»,— отмечает координатор комитета по интеллектуальной собственности Содружества «РусБренд» Алексей Поповичев. По его данным, особую активность проявляют Уральское, Южное, Приволжское и Сибирское таможенные управления.
В ФТС ведется реестр объектов интеллектуальной собственности, участие в котором в среднем уменьшает количество контрафактной продукции на 30%. Чтобы попасть в этот реестр, компания-правообладатель должна представить в ведомство перечень своих официальных дилеров, которые уполномочены импортировать товары. Автоматически все остальные импортеры становятся вне закона.
По данным ФТС, в 2004– 2005 годах поступило 170 заявлений о включении товарных знаков в реестр. В настоящее время в нем содержится 488 знаков. Однако заявителей могло быть больше. «Немногие производители готовы на такой шаг. По сути, в реестре представлены лишь некоторые торговые марки, производящие парфюмерию, бытовую химию и алкоголь. Например, производителей бытовой электроники там нет»,— говорит Александр Пляцевой. По его словам, большинству производителей безразлично, какими путями попадает их продукция на российский рынок, достоверно ли она декларируется, уплачиваются ли все предусмотренные таможенные и иные сборы, им важны количественные показатели.
Во включении в реестр больше заинтересованы те производители, чья продукция наиболее часто подделывается. Но и они не всегда говорят об этом ФТС, так как боятся признать, что их товарный знак мошенники научились фальсифицировать.
На ближайшее время ФТС наметила ряд мероприятий, направленных на дальнейшую активизацию деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности: автоматизация процедур контроля декларируемых товаров, корректировка законодательной базы, обучение кадров.
Однако эксперты считают, что для резкого сокращения импорта контрафакта одних действий таможенников недостаточно — необходимо еще ужесточить наказание за этот виднарушения. На сегодняшний день Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен только штраф и конфискация контрафактной продукции. Причем максимальная сумма штрафа составляет 400МРОТ, то есть 40 тыс. руб. Эксперты считают, что размер штрафа надо повысить, а максимальное наказание должно исчисляться годами тюремного заключения. По такому пути пошли страны Евросоюза, которые разработали специальную программу, предусматривающую весьма жесткие санкции за торговлю подделками — вплоть до тюремного заключения. Согласно недавним предложениям Еврокомиссии, нарушителям в этой области грозит штраф в размере до 300 тыс. евро, а также тюремное заключение на срок до четырех лет.
|