11.08.2005

Число "мобильных" россиян перевалило за 100 млн



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

По последним данным, в конце июля сотовой связью пользовалось 102,7 млн россиян. Среди "большой тройки" июль оказался удачнее для компании МТС, подключившей в Москве больше, чем "Билайн" и "Мегафон" вместе взятые. Но сами представители МТС заявляют, что в ситуации "качелей", когда вперед выходит то один, то другой оператор, победителей не бывает.
Количество абонентов в России перевалило знаковый рубеж в 100 млн - за июль их число увеличилось с 97,5 до 102,7 млн человек, а уровень проникновения мобильной связи по России составил 70,6%. Все три агентства, ежемесячно анализирующие российский сотовый рынок,- iKS-consulting, АСМ-consulting и J'son & Partners - оказались единодушны в своих июльских отчетах. Что, впрочем, неудивительно, поскольку аналитики пользуются одними и теми же официальными отчетами сотовых компаний и данными Госкомстата. В результате процент проникновения сотовой связи в Москве уже подошел к планке 120% и к концу года, видимо, дотянется и до 200%. Впрочем, аналитиков это не смущает - этот показатель для них носит почти умозрительный характер.
Сотовые компании, для которых еще недавно прирост числа абонентов являлся принципиально важным фактором, теперь, по крайней мере внешне, воспринимают свои победы или поражения в этой гонке почти равнодушно. Еще в начале года МТС и "Вымпелком" были готовы до хрипоты оспаривать аналитиков, если те "ошибались" на десятки тысяч абонентов и ревниво отслеживали, кого же признают лидером по приросту. Но теперь вопрос "Бизнеса" о причинах значительного по сравнению с конкурентами прироста абонентов по Москве в МТС сочли не слишком интересным. Как заявил директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов, компании сейчас более важны другие показатели "глобального лидерства" - финансовая устойчивость, сервис, технологические преимущества. По мнению Нефедова, между МТС и "Билайном" в последнее время сложилась ситуация "качелей", в которой просто не может быть победителя. Ему вторит пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова: "У нас нет цели стать лидерами рынка любой ценой в ущерб экономике компании и качеству абонентской базы". Судя по всему, компании наконец-то вняли рекомендациям аналитиков, еще в начале года говоривших о том, что операторы слишком увлеклись гонкой за абонентами, и следует заняться финансовыми показателями, которые более важны для инвесторов.
Между тем, по данным ACM-consulting, в июле компания МТС подключила в Москве 300 тысяч новых абонентов, а "Вымпелком" - 150 тысяч. Нефедов не стал конкретизировать, за счет каких продуктов или услуг МТС удалось достичь таких показателей. По его словам, в июле сказался "кумулятивный эффект качественной работы оператора в целом". А Остроухова полагает, что на продажах контрактов сказалось повышение минимальной цены на комплекты с SIM-картой (с $5 на балансе) до 150 рублей. До введения минимальной цены дилеры, по словам пресс-секретаря "Вымпелкома", продавали эти билайновские комплекты по цене от 49 рублей. Сейчас, уверена Остроухова, "одноразовые" абоненты, которые покупали такие комплекты, чтобы выговорить и выбросить SIM-карту, перетекли к другим операторам. Стоит отметить, что комплект "Джинс" от МТС с $5 на балансе стоит по-прежнему 48 рублей.
По России в целом МТС и "Вымпелком" идут "голова к голове". Их рыночные доли, по оценке J'son & Partners, практически совпадают - 34,7% и 34,3% соответственно. Последний из операторов "большой тройки", "Мегафон", в июле уже не смог нарастить свою базу в Москве так активно, как в июне. В столице он подключил немногим меньше "Вымпелкома" - 130 тысяч (20% доли в чистом приросте, по данным iKS-consulting). Но, по словам пресс-секретаря "Мегафона" Марины Белашевой, компания вполне довольна июльскими показателями: "Веха в 20 млн абонентов, на которую "Мегафон" планировал выйти к концу года, теперь будет пройдена раньше".


Деловая газета "Бизнес"