Рассадка инноваций. Москва назвала пять территорий, пригодных для создания ОЭЗ
ОКСАНА КАРПОВА АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
Власти Москвы выбрали пять территорий, в которых можно создавать особые экономические зоны (ОЭЗ). Впрочем, из них, как сообщила «Бизнесу» руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, на федеральный конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ «будут представлены, скорее всего, только два или три проекта».
В качестве территорий, потенциально приспособленных к созданию ОЭЗ, Москва назвала Зеленоград (промзона Алабушево), Южный Порт (промзона №26), Нагатино—ЗИЛ, Южное Бутово (в районе деревни Захарьино) и Молжаниново.
При этом Марина Оглоблина подчеркнула: «Москва является центром финансовой жизни и городом со значительным научным потенциалом. Поэтому в столице следует создавать скорее не промышленно-производственные, а технико-внедренческие особые экономические зоны, которые позволили бы развивать новые технологии и реализовывать инновационные проекты».
Выбор столичными властями инновационного направления ОЭЗ вполне оправдан: согласно федеральному закону «Об особых экономических зонах», для создания техниковнедренческих зон регион должен предоставить территорию площадью 2 кв. км, в то время как для промышленно-производственной ОЭЗ требуется выделить 10 кв. км (подробнее см.
«Бизнес» от 2 августа). Принимая во внимание плотность московской застройки, найти в столице свободные территории под промышленно-производственные зоны, по словам Оглоблиной, практически невозможно. Кроме того, согласно закону, на выделяемой под создание ОЭЗ территории не должна присутствовать какаялибо собственность, помимо муниципальной, что также осложняет выбор участка.
Не случайно поэтому, что московские власти не исключают возможности создания промышленно-производственной ОЭЗ лишь в одной из пяти рассматриваемых территорий — в Молжаниново. Там предполагается реализовать проект «Промсити Москва — Север» по развитию точного машиностроения. По словам пресс-секретаря департамента экономической политики и развития Москвы Александра Степанова, «не исключено, что этот проект станет неким синтезом программ создания ОЭЗ и вывода промзоныиз центра столицы». В департаменте убеждены, что проблем с финансированием этого проекта не будет, поскольку «инвесторы уже заявили о готовности вложить в него $35 млн».
А вот заинтересованностью потенциальных инвесторов в развитии технико-внедренческих зон столичные власти пока похвастаться не могут. Возможно, это связано с тем, что Москва, в отличие от других регионов, которые уже подали заявки в МЭРТ, до сих пор не определилась, какие именно инновационные направления она намерена развивать в своих ОЭЗ. Марина Оглоблина заявила вчера, что в первую очередь следует решить проблемы по созданию инженерной инфраструктуры на той или иной территории и только потом говорить о конкретных проектах.
По предварительным оценкам департамента, только создание инженерной и транспортной инфраструктуры для гиперинкубатора «Нагатино—ЗИЛ» потребует около 2–3 млрд руб.
Опрошенные «Бизнесом» эксперты перспективы создания ОЭЗ в столице оценивают неоднозначно. «Стоимость перебазирования в Промсити адекватна стоимости перебазирования в любое другое место,— говорит гендиректор ЗАО „Русский инвестиционный дом” Сергей Михеев.— И создание особой экономической зоны увеличит инвестиционную привлекательность этих проектов за счет предоставления налоговых льгот».
«Для инвестора важно наличие инженерных коммуникаций и развитой инфраструктуры,— считает заместитель гендиректора ООО „Терре — Ди Лама” Лариса Захарова.— Например, Зеленоград с его научным потенциалом — привлекательный объект. Однако до этой территории достаточно сложно добираться, плохо обстоит дело с дорогами. Поэтому шанс, что в эту ОЭЗ будут инвестировать иностранцы, невелик».
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин также пессимистичен в оценках: «ОЭЗ привлекают бизнес своим льготным налогообложением, однако многих инвесторов могут отпугнуть высокая стоимость в Москве земли и других ресурсов. Поэтому не исключено, что компании будут уходить в регионы».
В свою очередь, Артем Юхин из a4vision считает, что инвесторов могут привлечь дополнительные льготы в московских ОЭЗ. «Скажем, если в таких зонах будут льготные условия для аренды, это будет способствовать развитию небольших компаний, занимающихся инновационными проектами»,— полагает он. ВЮжной Африке, например, правительство дотирует 80% расходов компании на создании инновационного бизнеса, а в Англии им предоставляются льготы при аренде и последующем выкупе земли.
Но Москва, по словам Оглоблиной, пока не рассматривает возможность предоставления дополнительных льгот по созданию ОЭЗ. «Нигде не сказано, что должны быть какие-то преференции для крупного, среднего или малого бизнеса»,— говорит она.
РЕЖИМ ОЭЗ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ
создание свободной таможенной зоны и льготных налоговых условий. В частности, импорт иностранных товаров в ОЭЗ будет освобожден от уплаты импортной пошлины и НДС, а ввоз российских товаров освобождается от взимания экспортных пошлин и будет облагаться только акцизами. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон смогут воспользоваться пониженной ставкой ЕСН (14% против 26% для стандартного налогового режима), а также не платить пять лет налог на землю и имущество. В свою очередь, резиденты промышленно-производственных зон получат ряд льгот по уплате налога на прибыль. Впрочем, определенные обязательства придется принимать на себя и предпринимателям. В частности, чтобы стать резидентом промышленно-производственной зоны, инвестору необходимо вложить в нее 10 млн евро, из них 1 млн евро— в первый год деятельности.
Деловая газета "Бизнес"
|