15.08.2005

Электронная коммерция превыше свободы слова. Китай стал новой территорией освоения сети интернет



ТОНИ ГЛОУВЕР (TONY GLOVER)

На прошлой неделе Yahoo предложила $1 млрд за 40% в китайской компании Alibaba.com, специализирующейся на электронной коммерции. Это произошло вскоре после того, как в начале месяца первоначальное предложение акций (IPO) китайского поисковика Baidu.com вызвало настоящую лихорадку в США.
Alibaba поддерживает китайские и англоязычные интернет-аукционы для иностранных компаний, ищущих китайских оптовых поставщиков и индивидуальных китайских покупателей и продавцов. Стратегия Yahoo предполагает слияние подконтрольных ей компаний в Китае с Alibaba. В состав нового предприятия войдет и 3721.com, китайская поисковая система, приобретенная Yahoo в прошлом году.
Alibaba была основана в 1999 году и сделала своего создателя Джека Ма (Jack Ma) одним из наиболее влиятельных интернет-предпринимателей Китая. Компания базируется в восточном Ханьчжоу, к юго-западу от процветающей коммерческой столицы КНР Шанхая. По существующим данным, в прошлом году Alibaba получила прибыль в размере $68 млн от рекламодателей и компаний, платящих $5-10 тыс. в год за право участия в онлайн-аукционе.
Alibaba использует полученный миллиард для расширения поисковой системы, e-mail и других услуг. Yahoo получит 35% голосов в Alibaba и намеревается превратить компанию в ведущего игрока, предлагающего полный спектр интернет-услуг, включая поисковые системы, e-mail и онлайн-коммерцию.
В настоящее время в Китае насчитывается около 100 млн пользователей интернета - примерно столько же, сколько в США. Однако эта цифра будет расти по мере того, как все больший процент населения КНР будет получать доступ к сети. Yahoo считает, что в течение пяти лет Китай станет крупнейшим интернет-рынком мира, и рассчитывает к тому времени сделать свой брэнд лидером этого рынка.
Сделка свидетельствует, что борьба нового поколения ведущих интернет-игроков за доминирование на самом быстрорастущем онлайн-рынке мира усиливается. Полагают, что вложенный миллиард позволит Yahoo опередить eBay, приобретший в 2003 году китайский портал eachnet.com. Официальный представитель Yahoo назвал сделку "нокаутом для eBay в Китае".
eBay отвергает это заявление, а официальный представитель eachnet.com Лю Вей (Liu Wei) прогнозирует, что eBay сохранит свое лидерство в стране.
Пока eBay и Yahoo борются друг с другом, но, возможно, вскоре им придется столкнуться в Китае с растущей конкуренцией со стороны Google и Microsoft. Эти компании также намерены добиться доминирования на самом прибыльном, по мнению многих, рынке ИТ и связи.
После того, как China Enterprise, лидер в сфере корпоративных ИТ-услуг, стал первым уполномоченным представителем Google в Китае, появилась информация, что еще две интернет-компании, Shanghai Hotsales Technology и China-Source Internet Service из Сямэня, назначили официальных агентов по продаже в Китае AdWords, системы контекстной рекламы Google. Google AdWords должна помочь китайским средним и малым компаниям продвигать свои товары на мировом рынке с низкими затратами. Стратегия использования агентов знаменует отход от обычной практики Google, славящейся предпочтением продаж без посредников.
В свою очередь Google, как известно, конкурирует с Microsoft, намеренной продвигать в Китае собственный поисковик MSN. Кроме того, у компании уже есть исследовательский центр в Пекине.
Впрочем, несмотря на ажиотаж вокруг стратегий, сулящих виртуальный переворот миллионам китайцев, и огромный спрос на акции местных интернет-компаний - например, Baidu.com, стоимость ценных бумаг которой в первые дни торгов выросла в пять раз и достигла $154, прежде чем стабилизироваться на уровне $90,- не все безоблачно на китайском горизонте.
В отличие от Индии, другого крупного растущего интернет-рынка, в Китае нет демократии, даже в теории. Коммунистические власти полностью контролируют все стороны жизни граждан, диктуя им, сколько рожать детей и можно ли ездить за рубеж. Известно, что некоторые руководители старшего поколения настроены по отношению к интернету враждебно: по их решению, например, закрываются интернет-кафе, если руководство посчитало их деятельность недостаточно регулируемой.
Google и Microsoft уже подвергались критике в СМИ, обвинивших их в нежелании защищать интернет-свободы от китайских властей, стремящихся к контролю над коммуникациями. Во главе таких компаний, как Alibaba.com, будут стоять китайские менеджеры, что может сделать их еще более подверженными вмешательству сверху, нежели существующие западные игроки.


Деловая газета "Бизнес"