15.08.2005

Правительство переверстало упущенное



В субботу из Минфина в правительство поступил окончательный проект бюджета-2006. Минфину уже на начальном этапе пришлось серьезно переработать документ, увеличив под давлением премьера Михаила Фрадкова и депутатов Госдумы инвестиционную часть. Однако бюджет по-прежнему зависит от уровня цен на нефть и не стимулирует ни удвоение ВВП, ни снижение инфляции.


Бюджетный путч
Бюджет-2006, который в субботу попал на стол премьера (см. таблицу), серьезно отличается от бюджетов прошлых лет. Прежде министру финансов Алексею Кудрину удавалось отстаивать главный принцип своей бюджетной политики – стерилизацию горячих нефтедолларов. До 2006 года по его настоянию все нефтяные доходы государства, полученные сверх цены нефти марки Urals в $20 за баррель, направлялись прямиком в стабфонд. Благодаря этому в конце 2005 года, по прогнозу Минфина, стабфонд раздуется до 1,3 трлн руб., даже несмотря на досрочное погашение долгов Парижскому клубу.

Вначале Алексею Кудрину после ожесточенных споров пришлось пойти на первую серьезную уступку и под давлением Михаила Фрадкова ограничить рост доходов стабфонда, увеличив цену отсечения до $27 за баррель. Высвобождающиеся доходы, по мнению премьера, должны способствовать выполнению двух сверхзадач, поставленных Владимиром Путиным перед правительством: удвоению ВВП и реальному увеличению в полтора раза зарплат бюджетников и пенсий к 2008 году.

В результате пересмотра цены отсечения в бюджете-2006 для увеличения зарплат было изыскано 56,5 млрд руб. и 31,6 млрд руб.– на пенсии. Появилась и новая бюджетная строка – инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд руб. На госинвестиции, проходившие через федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), первоначально было выделено 287,22 млрд руб. Но этого оказалось явно недостаточно. Уже в июне руководство крупнейшей в Госдуме фракции "Единая Россия" поставило перед правительством ультиматум (с каковым премьер Михаил Фрадков не замедлил согласиться) – отразить в бюджете-2006 реалистичный прогноз на нефтяные цены и увеличить госинвестиции до 1 трлн руб.

Министру экономического развития и торговли Герману Грефу пришлось пересмотреть бюджетный прогноз средней цены на нефть – с первоначальных $35 за баррель до $40. Алексей Кудрин вынужден был пойти на другую серьезную уступку единороссам и премьеру, увеличив в бюджете-2006 часть госинвестиций (ФЦП и ФАИП) до 640 млрд руб. Пока в Госдуме и в "Единой России" встретили бюджетные уступки с восторгом.


0,1% прибавки к росту
Однако свидетельств того, что бюджетные новшества помогут правительству выполнить две главные задачи – удвоить ВВП и побороть инфляцию, пока нет. Несмотря на то что в бюджете-2006 впервые появился своего рода "бюджет развития" (о чем мечтал в свое время бывший премьер Евгений Примаков), воспользоваться этим инструментом в полной мере правительство пока не может. Госинвестиции (ФЦП, ФАИП и инвестфонд) распределяет Герман Греф, получивший на 2006 год по-настоящему серьезные деньги – более 700 млрд руб. Однако у Минэкономразвития до сих пор нет предложений по поводу проектов, которые удалось бы профинансировать через инвестфонд. Список ФЦП и ФАИП, в основном одобренный на заседании правительства 11 августа, также недоработан. Многие программы не имеют всей необходимой документации, и Михаил Фрадков уже позволил Герману Грефу доделывать программы до 1 ноября. Заметим, что среди ФЦП и ФАИП по-прежнему много социальных программ, увеличение которых влияет скорее не на рост ВВП, а на рост инфляции. Кстати, весной этого года правительство отказало предпринимателям в просьбе пойти на снижение либо НДС, либо ЕСН, что могло бы привести к ускорению роста. Объяснялось это возможными потерями бюджета более чем в 300 млрд руб., что сопоставимо с появившимися после пересмотра проекта бюджета-2006 допдоходами.

Пересчитывая макроэкономический прогноз на 2006 год, Герман Греф смог увеличить планируемый рост ВВП только на 0,1% – с 5,8 до 5,9%. Этого явно недостаточно для выполнения задачи удвоения ВВП, которая требует стабильного годового экономического роста в 7-8%. При этом уже в этом году рост цен на нефть перестал в прежних объемах влиять на темпы роста ВВП. Несмотря на то что цены на отдельные контракты на нефть марки Urals уже дошли до $60 за баррель, прогноз экономического роста в 2005 году снижен Германом Грефом с 6,3 до 5,6%.

При этом в 2005 году правительство уже признало борьбу с инфляцией проигранной. Официальные расчеты роста цен в июне были измены с 8,5 до 11%. Неофициально в Белом доме говорят, что цены могут вырасти и до 14%. Основная причина раскручивания инфляции в росте социальных расходов – в 2005 году правительству пришлось срочно увеличивать бюджетные расходы, затыкая дыры, вызванные монетизацией льгот. На 2006 год запланирован следующий этап реформ – окончательное разграничение полномочий между субъектами федерации. Уже сейчас губернаторы говорят о том, что на это денег недостаточно и с января следующего года ситуация этого года может повториться – придется срочно вбрасывать деньги в экономику, прежде всего на социальные расходы.

ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА



Бюджетный рост (млрд руб.)



2005 год
(закон)
2005 год
(ожидаема
я оценка)
2006 год
(проектир
овки)
2006 год
(окончате
льный
проект)
Доходы33264585,64429,85046,1
Общий объем расходов
в том числе:
3047,93453,93929,64270,1
непроцентные расходы2803,73220,23702,64067,6
процентные расходы244,2233,7227202,5
Профицит278,11131,7500,2776,22
Стабфонд на конец года884,51195,91739,82132,24
Рост ВВП (%)6,35,65,85,9
Инфляция (%)7,5-8,510-117-8,57-8,5
Среднегодовой курс рубля к доллару303028,628,6
Среднегодовая цена нефти марки
Urals ($ за баррель)
28453540
Цена отсечения нефти марки Urals
для стабфонда ($ за баррель)
20202727



КоммерсантЪ