Кризис в России случится раньше 2007 года?Эксперты полагают, что режим мог бы избежать его, проведя грамотную децентрализацию власти Кризис власти может произойти в России не в 2007–2008 гг., как полагают многие аналитики, а гораздо раньше. Эту идею высказал в своем недавнем докладе директор Российско-Евразийской программы вашингтонского Центра Карнеги Андерс Ослунд. По его мнению, одной из главных проблем российской власти стала ее чрезмерная централизация. А следствие этого – коррупция, передел собственности и в конечном счете паралич механизма принятия решений. Российские эксперты соглашаются с Ослундом в том, что федеральный центр взвалил на себя непосильную ношу – и в результате государство просто не исполняет многих необходимых функций. Но природа не терпит пустоты – и функции государства зачастую берут на себя «теневые» структуры. Есть мнение, что Кремль все же пытается делать первые шаги по децентрализации власти: в первую очередь это касается передачи части полномочий регионам. Таким образом, необходимость «делиться» полномочиями очевидна. Возможно, она даже осознается Кремлем. Вопрос, удастся ли ему сделать передачу полномочий управляемой, и успеет ли децентрализация завершиться вовремя? Официально доклад Андерса Ослунда адресован скорее американской элите (он так и озаглавлен – «Закат Путина и ответ Америки»). Автор рекомендует властям США активнее участвовать в защите остатков российской демократии: пристальнее следить за выборами и способствовать распространению технологий организации протестных движений. Впрочем, для российской аудитории куда более интересным может оказаться взгляд Ослунда на причины неизбежного, по его мнению, кризиса российской власти, для успешного преодоления которого и необходимо оберегать достижения демократии. По мнению Андерса Ослунда, беда нынешнего режима заключается в том, что он сосредоточил в своих руках слишком много полномочий. «Целью второго срока [правления Владимира Путина] была ликвидация всех центров силы, кроме своего собственного, – отмечается в докладе. – Это привело к тому, что режим стал совершенно нефункциональным из-за чрезмерной централизации и секретности. В результате них сохранилось слишком мало людей, принимающих решения – и эти люди плохо информированы». С мнением Ослунда о причинах неэффективности власти соглашаются и российские эксперты. «Власть стала моноцентричной. Объем полномочий стал настолько велик, что справится с ним очень сложно. И чем больше степень централизации власти, тем сложнее это становится, – сказал RBC daily руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий Алексей Зудин. – Кроме того, в окружении президента происходят конфликты. Но одно дело, когда это происходит в полицентричной системе, – тогда конфликты гасятся. В моноцентричной же системе разрушительный потенциал таких конфликтов куда выше». Впрочем, по мнению эксперта Фонда эффективной политики (ФЭП) Сергея Белановского, «проблема полномочий» не исчерпывается их чрезмерной концентрацией. «Мысль о перегруженности полномочиями, возможно, и правильна, но я не уверен, что она полна. Дело в том, что если бы все полномочия Центра исполнялись, то все было бы не так плохо, – сказал г-н Белановский RBC daily. – Проблема в том, что Центр исполняет не все полномочия, и нет таких структур, которые бы эти полномочия реализовывали. Поэтому многие процессы пущены на самотек». Впрочем, если государство не исполняет какие-то из своих полномочий – это не значит, что за них не может взяться кто-то другой. В результате многие госструктуры начинают выполнять несвойственные им функции – либо их берут на себя откровенно криминальные структуры. Именно так возникают «крышующие» бизнесменов силовики, а «авторитетные предприниматели» превращаются в чиновников. Иными словами, когда внимание государства ослабевает, децентрализация власти происходит рано или поздно. Например, по мнению Алексея Зудина, децентрализация неизбежна после очередных выборов 2007–2008 гг. «Если ротация власти через преемника состоится в 2008 г., то ее следствием станет неизбежная деконцентрация власти, – полагает г-н Зудин. – Это произойдет потому, что Владимир Путин, скорее всего, сохранится как активный политический игрок – но при этом появится другой, действующий президент. Кроме того, вырастет роль «Единой России» и Госдумы». А Сергей Белановский не исключает, что необходимость децентрализации может заставить Кремль пойти еще дальше. «Возможно, в обозримом будущем будут восстановлены выборы губернаторов, – полагает он. – Впрочем, сделано это будет не из демократического благодушия, а если назначенные люди не будут устраивать центр, если при них ситуация в регионах будет ухудшаться». Не исключено, что эти процессы уже начались. Алексей Зудин усматривает признаки этого в новой риторике Кремля в отношении губернаторов. «Во время первого срока правления Путина была тенденция в сторону урезания автономности губернаторов и лишения их политических и экономических рычагов. Завершением этого процесса стал отказ от прямых выборов губернаторов, – отмечает он. – Но после этого началось движение в прямо противоположном направлении. Об этом говорит инициатива Козака о возврате значительной части экономических полномочий регионам. О том же говорит и формирование рабочей группы при Госсовете, которая занимается пересмотром схемы разграничения полномочий между центром и регионами». Все эти формы «раздачи» полномочий центра вполне цивилизованны – и их не следует путать с параллельно происходящим «расползанием» власти. «Идея передачи полномочий «вниз», как правило, возникает в тех случаях, когда центр чего-то сделать не может, – говорит Александр Белановский. – Но есть и стихийный процесс, когда каждый творит, что хочет, и я не знаю, насколько это можно назвать децентрализацией». Вопрос заключается в том, насколько быстрой и полной может быть «цивилизованная» децентрализация, начатая было Кремлем, и удастся ли ему победить бесконтрольное растаскивание полномочий теневыми структурами? «Сейчас говорить о том, что режим рухнет под собственной тяжестью, преждевременно, – полагает Алексей Зудин. – Основной вопросы – на каких условиях и в каких формах будет происходить деконцентрация полномочий? Будет ли она управляемой, или нет?»
|