Новые русские для старых русских дорог. «Бизнес» испытал три самые горячие новинки рынка-2005
РОМАН ГУЛЯЕВ
Нынешним летом на рынок вышли сразу три массовых автомобиля. Два из них — Ford Focus и Renault Logan — собираются на иностранных заводах в России, еще один — Lada Kalina — в специально построенном цехе АвтоВАЗа, который, по мнению представителей тольяттинского предприятия, соответствует европейским стандартам. Обозреватель «Бизнеса» испытал в деле все три автомобиля.
Прямое сравнение этих машин кажется некорректным. Вопервых, они относятся к разным классам: Kalina — седан класса В, Logan находится в нижней, а Focus — в верхней части сегмента С. Во-вторых, они попадают в разную ценовую категорию: Kalina стоит около $8 тыс. (хотя на фоне ажиотажа московские дилеры просят за нее до $10 тыс.), цена на Logan начинается с $9 тыс., а Focus при базовой цене $11,7 тыс., по информации дилеров, продается в среднем за $14–15 тыс.
С другой стороны, все три производителя декларируют массовость продукта, европейское качество при доступной цене, максимальную адаптацию к сложным российским условиям. Другое дело, что Ford предлагает самую современную модель, Renault— специальную машину для развивающихся рынков, а АвтоВАЗ — автомобиль, спроектированный в середине 1990-х.
Прорыв по-русски Kalina подается потенциальному покупателю под соусом «прорыва в российском автопроме». Эта характеристика отчасти верна — автомобиль сделал шаг к мировым аналогам, хотя пока не приблизился к ним. И действительно, по конструкторской идее он, возможно, и не уступает европейским аналогам. Другое дело, что по уровню подгонки материалов, деталей, внимания к мелочам Kalina остается отечественным автомобилем — культуру производства невозможно внедрить за короткий срок.
Если по интерьеру Kalina смотрится интереснее простоватого и скучного Logan, то по эргономике уступает ему. Не всем по душе может прийтись высокая, почти как на минивэне, посадка— регулировки сиденья по высоте здесь не предусмотрено. Удобно устроиться за рулем удается не каждому, в результате чего уже через два-три часа езды начинаются боли в спине. В то же время в Logan, даже без регулировки руля, удается более или менее комфортно устроиться, не жертвуя при этом ни обзором, ни удобством посадки. С другой стороны, в автомобиле немного раздражают нарочито большие клавиши на центральной консоли — впрочем, они сделаны аккуратнее с виду более симпатичных на Kalina.
То же касается и пластмассы, которой отделан салон,— с виду в Kalina она более качественна, но в Logan — приятнее на ощупь.
Что касается Focus, то по удобству посадки и интерьеру он, как и положено более дорогому автомобилю, выше конкурентов. Мягкий фактурный пластик панели был бы уместен и на моделях классом (и ценой) выше, удобная посадка подбирается гораздо быстрее, для отдыха левой ноги сделана солидная площадка. Приборная панель с двумя кругами спидометра и тахометра легко читается, а все ручки и кнопки расположены не в пример удобнее и практичнее.
Единственное, в отличие от Kalina, далеко не каждый Focus оснащен бортовым компьютером, а у Logan и вовсе он есть только в самой дорогой комплектации. Впереди Focus и по уровню шума: в салоне относительно тихо даже при высоких оборотах двигателя. Kalinа здесь смотрится лучше, чем любой другой отечественный автомобиль, а в Logan создается впечатление, что в целях удешевления на шумоизоляции здесь существенно сэкономили.
Опережает конкурентов Focus и по удобству в салоне.
Здесь больше всего ниш для мелочей (есть даже у заднего дивана), вместительный бардачок, который при заказе соответствующей опции может «подрабатывать» холодильником. Наконец, спинка сиденья складывается по частям, тогда как в Logan она неразрезная и неопускаемая. На заднем сиденье в Ford просторнее всего в ширину, тогда как три пассажира Logan не подпирают потолок в высоту. По обзорности через заднее стекло Focus значительно уступает и Lada, и Renault, не имеющим таких толстых стоек.
В отличие от иностранных конкурентов, выбор комплектаций у Kalina небогат: один мотор и одно исполнение «норма». В следующем году на конвейере, возможно, появится новый двигатель — 16-клапанная версия нынешнего — и версия люкс. Logan дает покупателю чуть больше свободы: можно купить машину в четырех исполнениях, выбирая при этом между двумя моторами.
Наконец, у Focus есть пять двигателей, четыре уровня комплектации и четыре типа кузова. «Бизнесу» не удалось попробовать двигатель 1,4 на __________Focus, но на Logan c таким мотором мы проехали. Его предназначение — спокойная городская езда в среднем ряду — с включенным кондиционером «тянет» он плохо. К тому же практически отсутствует подхват на низких оборотах. При выборе по мотору между базовыми Kalina и Logan мы бы отдали предпочтение тольяттинскому автомобилю.
А вот двигатель Renault 1,6 может конкурировать с аналогом с Kalina — он быстрее разгоняет более легкий Logan, чем его «коллега» на продукции АвтоВАЗа. Чего нельзя сказать про 100-сильный мотор такого же объема на Focus — в паре с автоматической коробкой передач (заказать такую опцию, заметим, нет возможности ни на Logan, ни на Kalina) он делает автомобиль слишком задумчивым.
И даже ручной режим переключения не помогает. Зато 115-сильный двигатель с изменяемыми фазами газораспределения обеспечивает подхват даже на низких оборотах. Для динамичной езды он кажется более приемлемым, чем двухлитровый мотор. Последний, впрочем, обеспечивает более быстрый разгон с места и более высокую (по спидометру— до 200 км/ч) максимальную скорость.
Француз для русских дорог Единственная номинация, в которой Logan — безоговорочный лидер,— плавность хода.
Подвеска автомобиля будто бы специально разрабатывалась для отечественных направлений: довести ее до «пробоя» практически нереально. Седокам комфортно при преодолении любых ям: ходы подвески длинные, в результате чего уровень комфорта высок.
С другой стороны, у Focus на кочковатой, как стиральная доска, дороге наблюдается тенденция горизонтальной раскачки кузова. Kalina же словно нечто среднее между двумя иномарками. Однако с настройками подвески здесь не все так хорошо — на ровном асфальте они кажутся жесткими, а на направлениях по комфорту Lada не превосходит Renault.
Другое дело — управляемость. Focus сделан на платформе «для гурманов», на рынке уже присутствуют его «братья» Focus C-Max и Mazda3, ценящиеся именно за управляемость. Focus ведет себя им под стать: идеальная обратная связь на руле, близкое к эталонному для этого класса чувство машины, никаких кренов на кузове при резких поворотах. Единственное, на грунтовке у длинного седана или универсала иногда может сносить корму, но при этом «поймать» машину не составляет труда. Logan в этой номинации — твердый середняк: реакции на поворот руля или нажатие педали газа не столь быстры, на крутых поворотах кузов иногда кренится, но в то же время машина достаточно адекватна в движении. Чего не скажешь о Kalina. Да, с управляемостью у нее получше, чем у других отечественных моделей, но руль все равно остается «пустым» и слишком легким (на парковке это положительно, а при движении, особенно на скоростях, может только мешать), а сама машина — валкой.
Без явных фаворитов Подводя итог, отметим, что ни одна из этих новинок рынка не преподнесла сюрприз. Если Kalina в некоторых аспектах уступает Logan, то по соотношению цена/качество находится как минимум на равных с московским «французом».
Если иномарка стоит $9 тыс. в базе, то она не может быть оснащенной на уровне более дорогого конкурента и столь же рафинированной по управляемости, что, впрочем, не мешает ей быть добротным и ладно скроенным автомобилем. Наконец, Focus в целом показался лучше своих конкурентов, но и по цене он выше в среднем в полтора раза. И что предпочесть флит-менеджеру при выборе машины для автопарка (об экономических аспектах выбора «Бизнес» неоднократно рассказывал): комфорт, цену или управляемость,— вопрос, который во многом зависит от бюджета.
Во всяком случае, по субъективной оценке «Бизнеса», каждый из этих автомобилей стоит своих денег, и по «качеству на каждый вложенный доллар» герои теста находятся на близких позициях — явного фаворита здесь нет.
Деловая газета "Бизнес"
|