17.08.2005

Экология красит рынок. В ближайшие годы доля красок на водной основе достигнет 75%



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Российские производители краски полюбили экологию. Доля красок на безопасной для здоровья водной основе растет на 5–10% ежегодно, вытесняя более вредные органические краски на основе растворителей. Участники рынка утверждают, что в будущем строительные компании полностью откажутся от органических красок и их доля сократится до 25% по сравнению с нынешними 75%.

Первые краски на водной основе появились в России в начале 90-х годов. Их начали продавать российские представительства западных лакокрасочных концернов. Менеджер российского представительства концерна Tikkurila Андрей Сазонов объясняет стремление продвигать новинки тенденциями мирового рынка. По его словам, в Европе экологические требования к строительству, в том числе и к качеству красок, с каждым годом ужесточаются. А краски на водной основе, в отличие от органических, не содержат вредных для здоровья химических растворителей, которые испаряются при окраске стен.

Новинка прижилась и в России. По данным исследовательской компании «Агентство строительной информации», сейчас краски на водной основе занимают 25% рынка строительных лакокрасочных материалов, который оценивается в $600 млн ежегодно. По прогнозу гендиректора агентства Евгения Ботка, в последующие годы доля красок на водной основе будет расти на 10% ежегодно.

С такой оценкой соглашаются и участники рынка. Например, производитель красок компания «Текс» за последние 10 лет увеличила долю «водных» красок в структуре производства с 5–10% до 65%. «Помимо того, что краски на водной основе экологически чище, они сохнут быстрее (40 минут, органическая — минимум сутки), и у них ниже себестоимость примерно на 40%»,— поясняет начальник производства «Текс» Евгений Четырин.

Вслед за западными компаниями на производство красок на водной основе перешли и крупнейшие российские участники рынка. По словам начальника исследовательской лаборатории «Экспилс» Татьяны Грязевой, из-за перспективности рынка компания начала выпуск не только красок, но и лаков на водной основе. В мае 2005 года завод по выпуску красок на водной основе открыл еще один лидеррынка — холдинг «Русские краски».

Однако участники рынка считают, что на этом экспансия новых игроков в сегмент завершится. «Сейчас на рынке и так высокая конкуренция, и иностранцам выгоднее импортировать краску через существующие дилерские сети»,— утверждает топ-менеджер компании «Лакокраски», попросивший об анонимности. Аналитик «Эксперт РА» Александр Воронин оценивает стоимость выхода на рынок в $5–10 млн. «Не менее $1 млн стоит поставить небольшой завод и фасовать на нем чужую краску, так что проще импортировать уже готовую»,— поясняет он.

По данным «Агентства строительной информации», основные потребители экологичной краски — строительные компании. Эти данные подтверждает начальник управления отделочных работ концерна «Крост» Иван Прокопов. По его словам, «Крост» не планирует в обозримом будущем использовать «органику», так как «водные» краски чище и устойчивее. Андрей Сазонов из Tikkurila объясняет интерес девелоперов к экологии вступлением в силу более жестких экологических строительных норм, разработанных правительством Москвы.

Эксперты компании «Текс» прогнозируют, что в будущем российский рынок красок приблизится к общемировым стандартам: доля органических красок снизится до 25%, а доля красок на водной основе вырастет до 75%. По мнению Евгения Ботка, основными потребителями «вредной» краски станут физические лица. «Они привыкли покупать такую краску»,— поясняет Ботка. Александр Воронин из «Эксперт РА» уверен, что краска на водной основе никогда не сможет конкурировать с органическими красками в некоторых узких сегментах рынка, например антикоррозийном покрытии металлоконструкций.

Деловая газета "Бизнес"