18.08.2005

Перепродажная заготовка. Первым покупателем RRJ стала лизинговая компания



ОАО "Авиационная холдинговая компания 'Сухой'", ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ОАО "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК) вчера подписали на авиасалоне МАКС-2005 договор купли-продажи десяти самолетов Russian Regional Jet (RRJ). Поставки не существующей пока даже в виде испытательного образца машины запланированы на 2008-2009 годы. Сумма сделки составит около $260 млн. ФЛК стала первым твердым заказчиком гражданских лайнеров "Сухого". Однако более крупных заказчиков в виде "Аэрофлота" или "Сибири" "Сухой" так и не получил.

ГСС реализует проект создания RRJ с 2000 года. Его общая стоимость с учетом разработки российско-французского двигателя SaM-146 – почти $1,5 млрд. Из этой суммы, не считая затрат на двигатель, "Сухой" уже потратил примерно $70 млн, около $100 млн составляют госгарантии под кредиты, заложенные в бюджете 2005 года. Программа RRJ подразумевает организацию в 2007-2008 годах на Комсомольском-на-Амуре авиационном ПО серийного производства самолетов вместимостью 75 и 95 пассажиров. В этом году завершено рабочее проектирование и определение основных параметров конфигурации лайнера. RRJ – один из трех проектов, реализуемых сейчас на территории бывшего СССР, по выпуску самолетов, которые должны заменить устаревшие Як-42, Ту-134 и отчасти Ту-154. Два других – Ту-334 (ОАО "Туполев" и Казанское авиационное ПО имени Горбунова) и Ан-148 (украинский АНТК имени Антонова, ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и Воронежское акционерное самолетостроительное общество).

До сих пор у "Сухого" не было ни одного твердого заказа на RRJ. Подписанное год назад в британском Фарнборо предконтрактное соглашение с авиакомпанией "Сибирь" на поставку 50 RRJ-95 так и не стало твердым контрактом. "Вопрос затягивается. 'Сибирь' выбирает варианты финансирования",– сообщил вчера гендиректор ГСС Виктор Субботин. По сведениям Ъ, речь идет о том, что полсотни машин может выкупить некая западная лизинговая компания, которая сдаст воздушные суда в эксплуатацию перевозчику.

В "Сибири" Ъ сообщили, что срок действия предконтрактного соглашения истек, однако переговоры продолжаются. Стороны не могут согласовать технические условия поставки. Аналогичные переговоры ГСС ведет с "Аэрофлотом", но они пока тоже ничем не увенчались.
За неделю до МАКСа гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий пообещал подписать с "Сухим" твердый контракт на поставку десяти RRJ. Отметим, что в "Сухом" эти слова не комментировали. Еще вчера утром точной информации о том, будет ли заключен контракт, не было. Тем не менее во второй половине дня состоялась церемония подписания документов, в которой участвовали главы "Сухого", ГСС и ФЛК. Стороны подписали договор купли-продажи, предусматривающий поставку четырех RRJ-95 в 2008-м и шести самолетов в 2009 году. "Это действительно твердый контракт. ФЛК взяла на себя финансовые обязательства, в том числе предусматривающие невозврат на аванс, который подтверждает их серьезность",– заявил журналистам господин Зарицкий. По его словам, предоплата составит более 15%. Официально сообщается, что сумма сделки рассчитывалась исходя из каталожной стоимости одной машины – $26 млн. То есть заказ на десять самолетов оценивается в $260 млн. Размер скидки по этому контракту не раскрывается. "Она хороша и действительно существует",– сказал глава ФЛК, отказавшись комментировать ее размер.

Приобретаемые самолеты ФЛК намерена сдавать в лизинг российским авиакомпаниям. "Сейчас несколько компаний ведут с нами переговоры по поводу этих машин. В их числе 'Трансаэро', 'Аэрофлот' (по версии ФЛК, речь идет о дочерних компаниях перевозчика – 'Аэрофлот-Доне' и 'Аэрофлот-Норде'.– Ъ), ряд компаний Сибири и Дальнего Востока",– уточнил Евгений Зарицкий. В "Трансаэро" Ъ факт переговоров подтвердили. Отметим, что перспективы подписания контракта о поставках RRJ между "Сухим" и "Аэрофлотом" по-прежнему под вопросом. После встречи глав компаний во вторник на МАКСе в кулуарах авиасалона появилась информация о том, что до конца недели стороны могут подписать соглашение на 30 самолетов. Глава ГСС Виктор Субботин не исключил, что документ может быть подписан в течение ближайших двух недель. А замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков сообщил Ъ, что "окончательное согласие по условиям контракта не достигнуто". По сведениям Ъ, одним из главных вопросов является цена. Авиакомпания добивается более существенной скидки, чем $2 млн от каталожной стоимости, которую может дать ей "Сухой".

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ