Налоговые органы лишились маневра
НАТАЛЬЯ ВАРНАВСКАЯ
У налоговых органов, не желающих возвращать НДС экспортеру, всегда есть выбор. Они могут либо принять необоснованное решение об отказе в возмещении налога, либо в течение отведенных законом трех месяцев не выносить никакого решения вовсе. Однако и в том, и в другом случае суд поддержит налогоплательщика. Причем второй вариант для предпринимателей даже более предпочтителен: недавно Конституционный суд подтвердил действие абз. 5 п. 4 ст. 176 Налогового кодекса, согласно которому пропуск срока сам по себе уже является достаточным основанием для возмещения НДС.
С этим трехмесячным сроком налоговым органам приходится бороться постоянно. В большинстве случаев это связано с вопросом о начислении процентов за просрочку при возврате НДС. Налоговые органы часто выносят в установленный срок необоснованные решения об отказе в возмещении НДС, а когда суд обязывает их возвратить налог, протестуют против уплаты процентов со ссылкой на то, что решение относительно возмещения или отказа в возмещении налога вынесено ими в установленный срок.
Как правило, суды единодушно признают, что трехмесячный срок установлен для вынесения законного решения.
Незаконное же решение об отказе не означает, что налоговый орган уложился в отведенный срок, и, соответственно, после его истечения начинают начисляться проценты.
Аналогичные последствия влечет и простой пропуск налоговым органом трехмесячного срока. При этом, согласно позиции ФАС Московского округа, проценты начисляются с первого же дня после истечения срока на принятие решения о возмещении налога — иные сроки имеют значение лишь при своевременном вынесении налоговым органом решения о возврате налога.
Но может возникнуть и такая ситуация, при которой налоговый орган вынесет решение об отказе в возмещении НДС, но уже после пропуска трехмесячного срока. В принципе, абз. 5 п. 4 ст. 176 НК России достаточно категоричен в этом вопросе и предусматривает, что если в течение трех месяцев налоговый орган не вынесет решение об отказе в возмещении и (или) не представит налогоплательщику соответствующее заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога.
Категоричность этой формулировки как раз и внушала опасения — можно было предположить, что суды, разбирая такие споры, будут тем не менее проверять действительное право налогоплательщика на возмещение налога.
Однако Конституционный суд развеял эти опасения.
В ставшем недавно известном определении по делу «Северавтотранса» он указал, что эта норма «не содержит какой-либо неопределенности и не предусматривает возможность вынесения налоговыми органами решения об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость после истечения установленных законом сроков».
Соответственно, сам факт вынесения решения после истечения срока является достаточным основанием для признания решения налогового органа недействительным и наложения на налоговиков обязанности возместить предпринимателю НДС. Доказывать при этом свое действительное право на возврат налога необходимости у предпринимателя нет.
Деловая газета "Бизнес"