19.08.2005

Гендиректор Балтийского завода ушел от государства. Надводное судостроение больше не будет частным делом



Вчера генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский объявил о намерении уйти со своего поста. Причиной этой отставки могла быть не только недавняя смена владельца предприятия, но и несогласие господина Шуляковского с намерением государства включить завод в формируемый сейчас холдинг надводного судостроения. Вчера глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил Ъ, что Балтзавод будет включен в состав холдинга, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству.

Олег Шуляковский руководил Балтийским заводом с 1991 года. Причем после акционирования предприятия в 1992 году он сохранял свой пост при всех владельцах завода, ими были группа компанией ИСТ в 1994-1997 и в 2000-2005 годах, ОНЭКСИМбанк в 1997-1998 годах, а в 1998-2000 годах господин Шуляковский был крупнейшим акционером Балтийского завода. Вчера Олег Шуляковский на церемонии подписания контракта со шведским холдингом Stena Ro Ro на строительство двух океанских роллеров объявил о том, что он уходит с Балтзавода: "Принципиально я здесь работать не буду, я абсолютно не представляю, какое у (новых.– Ъ) акционеров видение процесса. Не думаю, что буду себя чувствовать комфортно". Напомним, что на прошлой неделе прежний владелец Балтийского завода, группа компаний ИСТ, продала свои 88,2% акций предприятия Объединенной промышленной корпорации (ОПК) (см. Ъ от 13 августа). Эта структура принадлежит Межпромбанку, контролируемому членом Совета федерации Сергеем Пугачевым. ОПК также владеет 72,3% акций "Северной верфи" – вторым крупнейшим предприятием в области надводного судостроения России. Объединение двух судостроительных заводов позволило бы Межпромбанку стать владельцем крупнейшего частного оборонного холдинга с портфелем заказов более $4 млрд.

Однако выяснилось, что этого не произойдет. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил Ъ, что на основе Балтийского завода и "Северной верфи" будет сформирован холдинг надводного судостроения, 51% акций которого будет контролировать государство. Для того чтобы реализовать эти планы, в состав холдинга помимо двух частных заводов будут включены три государственных проектно-конструкторских бюро – "Северное", "Невское" и "Алмаз". По мнению господина Алешина, покупка Межпромбанком Балтийского завода ускорит процесс создания холдинга: "До этого объединения была определенная полемика. Мы же не могли отдать КБ либо Балтийскому заводу, либо 'Северной верфи'. Поэтому мы им сказали: объединяйтесь. После того как Межпромбанк Пугачева приобрел Балтийский завод, мы можем принимать решение идти дальше и строить холдинг. До конца года мы определимся по форме, по содержанию, по участникам, по задачам". Судя по всему, именно эти планы и стали причиной отставки Олега Шуляковского. Он вчера косвенно подтвердил Ъ эту версию: "Я давно предлагал объединить КБ с заводами. Но вопрос, как это будет реализовано. Три конструкторских бюро не стоят контрольного пакета будущего холдинга".

В свою очередь член совета директоров ОПК Владимир Желонкин сообщил Ъ, что ОПК еще не приняла решения, кто возглавит Балтийский завод. Что же касается перспектив управления верфями, то, по его словам, будет создана единая управляющая структура для двух заводов. "Часть технологических цепочек может быть переведена с одного предприятия на другое, но как это будет сделано, окончательно мы решим чуть позднее",– пояснил он. Вместе с тем в Межпромбанке заявляют, что окончательно вопрос с передачей контрольного пакета нового холдинга государству еще не решен: "Организационную форму холдинга еще никто глубоко не обсуждал, и то, о чем заявил Борис Алешин, пока не окончательное решение".

Отметим, что государство в последние годы планомерно возвращает в свою собственность крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, приватизированные в 90-е годы прошлого века. Как правило, схема деприватизации та же, что и в случае с Балтийским заводом и "Северной верфью": образуется крупный холдинг, в который входят частные предприятия, туда же государство передает свои пакеты акций, однако главным условием такого объединения является обладание государством контрольным пакетом акций (не менее 50% плюс одна акция). По этой схеме были образованы концерн ПВО "Алмаз-Антей" и холдинг "Вертолеты Миля", а в настоящее время идет подготовка к формированию объединенной самолетостроительной компании.

АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, Санкт-Петербург; КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ

КоммерсантЪ