19.08.2005

Премьер-министр спросит за каждый рубль. Правительство утвердило основные ориентиры на следующий год



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Вчера правительство единогласно одобрило проект бюджета на будущий год, основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год, а также прогноз социальноэкономического развития России на 2006–2008 годы. Тем не менее, несмотря на такое завидное единодушие, министры экономического блока Герман Греф и Алексей Кудрин неожиданно разошлись во взглядах на главный вопрос — можно ли в ближайшие годы удвоить ВВП.

Как следует из проекта бюджета на 2006 год, его доходы должны составить 5,046 трлн руб., а расходы — 4,27 трлн руб. Кабинет министров утвердил и приоритеты бюджетных расходов: социальные ивестиции, модернизация армии, а также инвестиции, направленные на структурную перестройку экономики. «Мы рассчитываем на отдачу от этих вложений, поэтому спрос за результаты инвестиций будет очень строгим»,— предупредил подчиненных премьерминистр Михаил Фрадков.

Согласно прогнозу социально-экономического развития, который подготовило Минэкономразвития, темпы роста экономики в 2006-2008 годах не превысят 6%. Этого явно мало для удвоения ВВП к 2010 году, как требует президент Владимир Путин, что Герману Грефу не преминули напомнить его коллеги. Примечательно, что подвох главу МЭРТ ожидал с самой неожиданной стороны. Как оказалось, министр финансов Алексей Кудрин не видит никаких оснований для паники. «Я считаю, что удвоение ВВП возможно»,— неожиданно заявил он, оговорившись, что для достижения цели надо ускорить реформы в ЖКХ, газовой отрасли и земельной сфере.

По словам Кудрина, в 2007 году Россия достигнет уровня 1990 года по объему ВВП и заработной плате бюджетников.

«По прогнозу МЭРТ, за три года промышленность вырастет лишь на 20%, экспорт— на 25%, а импорт— в два раза. Где же переход к инновационной экономике?» — поинтересовался министр сельского хозяйства Алексей Гордеев у главы МЭРТ. «Производство оборудования не будет в ближайшие годы локомотивом роста экономики»,— только и смог ответить Герман Греф, сославшись на низкую конкурентоспособность отечественного бизнеса.

В конце концов, о необходимости удвоения ВВП напомнил Грефу сам премьер Фрадков.

Защищаясь, глава Минэкономразвития пообещал к 1 октября представить программу ускорения экономического роста, разработанную совместно с отраслевыми ведомствами и содержащую «конкретные меры по отраслям экономики».

Зато денежно-кредитная политика России, в отличие от макроэкономической, четко определена — Центробанк сосредоточится на подавлении инфляции. Глава ЦБ Сергей Игнатьев доложил, что по итогам 2005 года инфляция вполне может уложиться в 11%. «Есть только один серьезный риск— рост цен на бензин, который в июле составил 1,8%, а в первые две недели августа уже достиг 1,5%»,— предупредил главный банкир страны. Чтобы сбить цены на топливо, Игнатьев попросил у правительства рассматривать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты не один раз в два месяца, а каждый месяц. Причем делать это надо не через три недели после окончания месяца, а через 10 дней. «Необходимо также дифференцировать пошлины на светлые и темные нефтепродукты»,— предложил глава ЦБ.



Деловая газета "Бизнес"