22.08.2005

Гипермаркеты заслоняют рынок от местных производителей



Гипермаркетов в Петербурге должно быть в два раза больше. Этот факт используют московские фирмы, чей выход на рынок ударит по прибыли местных производителей.

В конце года в Петербурге «Седьмой континент» откроет 2 гипермаркета. В Москве на сегодняшний день в таком формате работает только один магазин «Седьмого континента». Остальные 91 - это универсамы и дискаунтеры. Политика экспансии на торговый рынок второго крупнейшего города России может быть обусловлена финансовой привлекательностью и недостаточной насыщенностью Петербурга гипермаркетами.

Почему гипермаркеты идут в Петербург

Площади вновь открываемых двух торговых центров сети «Седьмой кокнтинент» в Петербурге составят 9 тыс. м2 и 16 тыс. м2. Они на проспекте Энгельса, 154 и на Мурманском шоссе соответственно. Предельный уровень насыщенности рынка гипермаркетов для населения, по данным экономического агентства Reuters, оценивается на уровне один на 200 тыс. жителей. В Петербурге он пока не достигнут. Сейчас в городе работает 14 гипермаркетов («Лента» - 8, «Окей» - 4, «Метро» - 2), соответственно один гипермаркет приходится на 400 тыс. жителей. Таким образом, магазинов этого формата в Петербурге может быть в два раза больше.
Другими московскими торговыми сетями, активно осваивающими петербургский рынок, являются «Рамстор» (работает 2 магазина), «Перекрёсток» (работает 3 магазина). Но их магазины работают в формате универсамов, так как по объёму торговых площадей не дотягивают до гипермаркетов (по данным Reuters должно быть не менее 8 тыс. м2).

Местные производители продуктов питания в панике

Для петербургских производителей продуктов питания выход на местный рынок торговцев такого формата финансовой прибыли не сулит. Действующие гипермаркеты их практически игнорируют. Причин много, в первую очередь логистические. Товар должен поставляться только напрямую самим производителем в строго определённом количестве, европейской упаковке, со штрихкодом, на европаллетах, расходы по доставке должен оплачивать поставщик. Другая проблема, отсутствие у производителей продукция современного дорогостоящего программного оборудования «склад-магазин», совместимого с программным обеспечением продавца. Помимо этого, каждый гипермаркет требует, чтобы производитель отпускал ему товар по стоимости ниже, чем закупают конкуренты.

Есть ещё ряд других требований, для урегулирования которых в при Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППИТ) весной была создана согласительная комиссия. В неё вошли представители администрации Петербурга, торговых операторов, и производители продуктов. Комиссия появилась после того, как петербургские производители продуктов питания пожаловались губернатору Матвиенко, что крупные торговые операторы отказываются закупать у них продукцию.

Комиссия провела несколько заседаний, но кардинально повлиять на взаимоотношения между поставщиками товаров и торговцев не смогла. Представители гипермаркетов просто перестали ходить на заседания. Если же и дальше количество гипермаркетов будет увеличиваться, а количество маленьких магазинчиков и ларьков уменьшаться, то местным производителям продуктов питания придётся либо сокращать объёмы производства, либо уходить в другие регионы, либо закрываться. // Александр Романов

Деловой Петербург