Ни «бэ», ни «мэ», ни анимэ. Почему японская анимация становится в России лишь популярным андеграундомМИХАИЛ МАЛЫХИН Телеканал MTV-Россия запускает с понедельника в своем эфире анимэ-сериал «Рубаки». Это далеко не новинка рынка: «Рубаки» были выпущены еще десять лет назад. Вместе с тем в очередной раз перенесен срок выхода в отечественный прокат нового японского мультфильма «Ходячий замок Хоупа». Судя по бурному обсуждению этого факта на российских интернет-форумах, интерес к анимэ-новинкам в нашей стране велик. В том, почему последние творения японских аниматоров с трудом пробиваются на экран, попытались разобраться «Новые Известия». Поводов для пессимизма у российских отаку (так себя прозвали фанаты анимэ), казалось бы, не должно быть. Японские мультики с большеглазыми дивами и роботами-трансформерами последние года два стали все чаще появляться в эфире отечественных телеканалов. Мульты на лицензированных DVD теперь можно купить примерно в пяти–семи точках Москвы. Там же продается, пусть и полуподпольная, но неплохого качества литература по данному жанру. Однако на этом фоне прокатчики классика анимэ Хаяо Миядзаки, которого в России знают по мульту 80-х «Корабль-призрак» и по хиту 2001 года «Унесенные призраками», вот уже почти год переносят российскую премьеру его последнего проекта «Ходячий замок Хоула». Выход этого мульта на отечественные экраны переносился как минимум трижды. Хотя весь мир – от Америки до Австралии – его уже видел. Наши прокатчики боятся, что на анимэ в кинотеатры зритель не пойдет, а телевизионщики опасаются потерять пресловутый рейтинг. Судя по американскому опыту, у подобных опасений есть основания. Так, компания Disney, владеющая правами практически на все произведения Миядзаки, в надежде сделать мультфильмы короче и привлекательнее, не раз пыталась купировать фрагменты из его произведений. На это японский мастер ответил экстравагантным жестом. Когда в прокат США должен был поступить его новый фильм «Принцесса Мононоке», Миядзаки прислал дирекции Disney обагренный кровью самурайский меч. На лезвии меча было выгравировано: «Не резать». Все уверения прокатчиков, что они лучше знают предпочтения американских зрителей, Миядзаки оставлял без внимания. В результате компания потерпела фиаско. В России с попытками запустить анимэ в прокат повторялась та же история. К примеру, мультфильм того же Миядзаки «Унесенные призраками» (2001 год) не стал хитом продаж. Телеверсии анимэ-сериалов тоже пытаются укоротить. В частности, речь идет о сериале «Изгнанник», который транслируется на канале MTV-Россия. В нем отсутствуют начальный и финальный блоки с музыкальными роликами. Почему это происходит? Администрация музыкального канала не стала комментировать «НИ» «подобные выпады». За пределами России анимэ становится, пожалуй, единственной реальной силой, способной противопоставить новые эстетические ценности голливудским штампам. За последние лет пять жанр претерпел кардинальные изменения. Легкомысленные «космические стрелялки» теперь сменяют фантастические притчи в стиле киберпанк, которые оказываются гораздо насыщеннее по драматургии и глубже по мысли, чем знаменитая «библия киберпанка» «Матрица». К тому же в силу развития технологий трехмерной графики сегодняшние анимэ оказываются эффектнее самых крутых голливудских блокбастеров. Подливает масла в огонь и конкуренция. В последние годы японским аниматорам бросают перчатку их корейские коллеги, которые готовы тратить огромные деньги, чтобы обойти своих соседей. К примеру, один из недавних корейских анимэ-блокбастеров под названием «Прекрасные дни» номинирован на «Оскар». В этот фантастический проект со множеством спецэффектов и трехмерной графики вложен бюджет, сопоставимый с дорогим голливудским боевиком. Японцы уже в сентябре 2005 года готовы ответить соседям новым суперпроектом – продолжением мультфильма «Последняя фантазия», в который вложено более 100 млн. долларов и где мультперсонажей не отличишь от реальных актеров. Однако все это россияне увидят не скоро – у нас пока не в состоянии превратить анимэманию из маргинального жанра в реальную моду. Новые Известия |