Дешево, но не модно. Российский текстильный рынок сегодня скорее мертв, чем живОЛЬГА ГОРЕЛИК Чиновники в панике – российская текстильная промышленность переживает тяжелейшие времена. Россию заполонила импортная и контрафактная продукция. Их доля выросла уже до 70% рынка. Меры, предлагаемые государственными мужами, как всегда, неоригинальны. Они сводятся к одному – ограничить импорт. Эксперты же полагают, что нашим предприятиям нужно учиться жить в рыночных условиях. Производство тканей и одежды в нашей стране загибается уже не первый год, и не первый год представители различных органов власти и отраслевых ассоциаций собираются вместе, чтобы попугать друг друга статистикой и потребовать решительных мер. Вчерашняя встреча в ТПП России не была исключением. Присутствующим сообщили, что доля контрафакта на рынке составляет 57% от его общего объема, а импорт вообще вытеснил отечественную легальную продукцию, оставив ей ничтожные 20% рынка. Представитель ТПП Борис Фомин, курирующий текстильную промышленность, посетовал также на то, что в общем объеме российской экономики доля текстильщиков составляет 1%, в то время как в европейских странах эта цифра составляет 8%, в Китае – 13%, в Турции – 30%. «Производство постоянно падает, – сокрушался господин Фомин. – Наши предприятия, к примеру, производят 1,8 пары носков на человека при потребности в 10 парах. Аналогичная ситуация во всех остальных нишах отрасли». Для возрождения отрасли предлагались различные меры – ввести квотирование на импорт тканей и одежды, прекратить помогать челночному бизнесу в регионах, усилить правоохранительную функцию таможни, принять закон о потребительском рынке. Поговаривали даже, что неплохо снизить стоимость текстильной продукции, которую граждане могут ввозить в Россию беспошлинно, с 2000 долларов до 500 долларов. Впрочем, большинство присутствующих были уверены в том, что власть опять их не послушает, а законы не заработают. Между тем ситуация, которая сложилась на текстильном рынке, вполне закономерна. Производители одежды и белья не хотят закупать ткани у отечественных производителей по вполне понятным причинам. «Практически всем тканевым предприятиям требуется глобальное переоснащение, на которое у них нет денег, –рассказал «НИ» один из участников рынка. – Максимум, что они в силах сделать – это б/у оборудование, которое давно нигде не используется. Для сравнения: отделочные линии, установленные на наших предприятиях, могут окрашивать ткань лишь в восемь цветов, в то время как линии пакистанских предприятий – в 32». Потребитель же не покупает синтетическую российскую одежду, потому что импортная дешевле. «Наша продукция не дороже импортной, если, конечно, не иметь в виду дешевые «тряпки» из стран Юго-Восточной Азии, а действительно качественные товары, – заявила «НИ» директор информационно-аналитического агентства «Анитэкс» Анна Митрофанова. – Но уровень доходов значительной части населения, особенно в дальних регионах страны, оставляет желать лучшего, поэтому дешевый, но некачественный текстиль по-прежнему пользуется спросом». В России же, где постоянно растут цены на энергоносители, а рабочая сила у нас дороже, чем в азиатских странах, снижать цены просто некуда. Впрочем, говорить о полном крахе российской текстильной отрасли рано. Эксперты отмечают, что условия, в которых она находится, не намного хуже условий для других отраслей, и сейчас многое зависит от желания компаний работать в рыночных реалиях. «Рентабельность бизнеса на рынке одежды по-прежнему остается на высоком уровне – 15–25%, чего не наблюдается на других рынках из-за обострившихся в последние годы ценовых войн и возросшей конкуренции, – подсчитали специалисты исследовательского агентства ABARUS Market Research. – В целом же российский рынок одежды в последние годы демонстрирует высокие темпы роста – около 25 % в год». «Перспективы у российских текстильщиков есть, – уверена Анна Митрофанова. – Подтверждением тому является опыт крупнейших холдингов, которые не только не сокращают, а, наоборот, наращивают объемы выпуска и осваивают зарубежные рынки сбыта. Основой успеха является соответствие продукции требованиям мировых стандартов и тенденциям современной моды, умело налаженная работа отделов маркетинга; организация технологической цепочки от поставок сырья до сбыта готовой продукции». Кроме того, исследовательское агентство ABARUS Market Research отметило, что на фоне ежегодного 10%-го роста потребности населения в одежде происходит постепенное сокращение числа вещевых рынков и замена их современными формами торговли, в частности магазинами типа масс-маркет. Здесь производители будут уже бороться не ценой, а брендами. И если в плане снижения цен российские компании оказались в безвыходном положении, то создание сильных и востребованных брендов зависит не от неконтролируемого потока импорта и контрафакта, а от профессионализма самих производителей. Новые Известия |