24.08.2005

Консервы против РЖД. Производители просят упростить режим перевозки консервов по железной дороге



МАРИНА НОСКОВИЧ


Российские производители и поставщики консервированных продуктов просят правительство отменить приказ РАО РЖД, заставляющий их перевозить продукцию лишь в вагонах-рефрижераторах. По расчетам участников рынка, это постановление увеличивает их логистические расходы в 2-2,5 раза. В результате за неполные два месяца действия новых правил производители уже потеряли $15 млн.
Правила перевозок отдельных видов товаров железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения в июле 2003 года. Они основываются на инструкциях советских времен, в соответствии с которыми срок перевозки отдельных видов продуктов, в частности консервов, пива и безалкогольных напитков, обычными крытыми вагонами зимой, весной и осенью ограничивается десятью днями. В летние месяцы использование крытых вагонов запрещено. Если сроки поставок превышают 10 дней, РЖД требует от клиентов использовать специальные изотермические вагоны, что обходится в 2-2,5 раза дороже. Например, доставить один вагон из Москвы в Красноярск обойдется в 140-170 тыс. руб. против 70 тыс. руб. в обычном вагоне.
До недавнего времени производители решали эту проблему двумя способами: перевозили консервы под видом других продуктов тех же кодов или заключали с РЖД соглашения об особых условиях поставок, по которым с компании снималась ответственность за порчу продуктов во время доставки. Обычно договоры об особых условиях подписываются в июне, однако в этом году РАО РЖД отказалось их подписывать. При этом у западных производителей таких проблем не возникло, что вызвало особое недовольство российских участников рынка (об этом "Бизнес" писал 9 августа).
Сейчас участники рынка предприняли активные действия для разрешения этой проблемы. 15 крупнейших российских производителей консервов направили председателю правительства Михаилу Фрадкову письмо с просьбой отменить правила перевозки консервов в изотермических вагонах, рассказал "Бизнесу" начальник юротдела группы "Рич" Петр Полищук.
Производители обвиняют РЖД в том, что госмонополия "вводит двойной стандарт, делающий продукцию заведомо менее конкурентоспособной, чем импортная". "Импортная продукция… поставляется из Европы, Юго-Восточной Азии и Америки… и подвергается воздействию температур более широкого диапазона в течение более длительного времени (до 60-75 дней), чем при перевозке по РФ (от 7 до 21 дня)",- говорится в письме (его копия имеется в распоряжении "Бизнеса").
Президент UVS group (дистрибутор Corrado, Vilanta, Bonduelle и Avis) Александр Багирян говорит, что некоторые компании начали возить свою продукцию по условиям РЖД. Но это привело к повышению ее стоимости на 25-30%, возмущается он. "Во многих регионах нашей продукции уже нет, отгрузки сократились на 30%. А сейчас начнется сезон, потери только возрастут",- сетует Багирян. Управляющий группой "Рич" (брэнд Green Ray) Хасан Хаджимурадов оценивает свои потери за два месяца действия новых правил еще выше - до 50% объема продаж ($1,5 млн). Такие же потери у остальных компаний, всего отрасль потеряла примерно $15 млн, отмечает он.
В РЖД утверждают, что российские производители и дистрибуторы завышают свои затраты. "На самом деле удорожание не столь значительно: по нашим данным, конечная цена продукта повышается лишь на 2%",- сообщили в пресс-службе госмонополии. В РЖД также утверждают, что производители предъявляют претензии не по адресу: "Если производители не согласны с правилами, им надо не жаловаться на РЖД, а предложить Минтрансу внести изменения в правила перевозки грузов, доказав, что хранить консервы при температуре 55 градусов нормально".
В случае если правительство не захочет разрешить им возить консервы в обычных вагонах, российские производители предлагают запретить их использовать иностранцам. "Тогда и посмотрим, как они заговорят",- говорит Хасан Хаджимурадов. Но чиновники этого никогда не сделают, с иностранцами они считаются, жалуется управляющий "Рич".


Деловая газета "Бизнес"