26.08.2005

Авиакомпании подсчитывают убытки. И готовят многомиллионные иски к производителям самолета Ил-96-300



АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

Российские авиакомпании терпят миллионные убытки из-за запрета на эксплуатацию самолетов Ил-96-300. Некоторые даже готовят иски к производителю этих машин – воронежскому авиазаводу. Будут или нет подниматься в воздух самолеты «нон грата», никто не знает. Как заявил вчера и.о. руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Юрчик, запрет на их полеты может быть снят только после «устранения всех неполадок в тормозной системе самолета».

Александр Юрчик не взялся вчера называть даже примерные сроки, в которые будет принято решение о возобновлении полетов Ил-96-300. «Надеюсь, это не затянется надолго», – только и мог сказать он. Напомним, что в понедельник Ространснадзор запретил самолетам этого вида подниматься в воздух. Причина – проблемы с тормозной системой. За прошедшие после этого запрета дни работа сразу нескольких российских авиакомпаний была парализована. Всего на наших авиалиниях было задействовано 14 самолетов Ил-96-300, которые авиакомпании были вынуждены исключить из своего графика полетов. До понедельника 6 самолетов этого типа эксплуатировал «Аэрофлот», 2 – KrasAir («Красноярские авиалинии»), 4 – «Домодедовские авиалинии» и 2, один из которых президентский лайнер, – ГТК «Россия». Аэрофлот уже подсчитал, что убытки авиакомпании из-за запрета полетов составят более 20 млн. долларов. А «Красноярские авиалинии» пока подсчитывают убытки, но уже готовят иск к производителю запрещенных самолетов.

На вчерашней пресс-конференции г-н Юрчик также не раз поднимал тему убытков. И, говоря о них, чиновник кинул немало камней в огород отечественных авиапроизводителей. По словам главы Росавиации, у российских авиакомпаний есть деньги и они готовы уже сейчас купить 300 новых воздушных судов. А до 2010 года авиакомпании хотят приобрести 308 пассажирских самолетов, 42 грузовых и 177 вертолетов. «Такое развитие парка позволит увеличить до 2010 года провозную мощность на 60%, – сказал он. – Однако готов ли наш авиапром удовлетворить эти потребности – этот вопрос надо задать ему самому». Судя по тону, каким были сказаны эти слова, авиапром не готов соответствовать этим громадным планам перевозчиков.

Известно, что в последние годы российские авиакомпании начали активно покупать не российские самолеты, а «боинги». И, судя по всему, будут делать это и дальше. Во всяком случае, г-н Юрчик вчера всячески подчеркивал, что отечественные самолеты неэкономичны (потребляют на 40% топлива больше, чем западные аналоги) и за это приходится расплачиваться пассажирам. По его данным, половина стоимости авиабилета – это оплата горючего.

Утешить пассажиров должен, очевидно, такой факт: по словам главы Росавиации, в правительстве разрабатываются схемы отмены или временного ограничения ввозных пошлин на самолеты иностранного производства. То есть тех же «боингов».

Новые Известия